КРАСНОЯРСК:    [ Расписание ]     [ Тезисы ]     [ Специальная программа ]     [ Пресс-релизы ]

[ ENGLISH ]    [ О Симпозиуме ]     [ Программа ]     [ Расписание ]     [ Тезисы ]     [ Специальная программа ]    [ Pro&Contra 2000 ]

СЕКЦИИ:    [ Глобальные медиа ]     [ Тактические медиа ]     [ Экранные интерактивные медиа ]     [ Гибридные медиа ]     [ Саунд-арт ]     [ Медиафестивали ]

[ Селекционная комиссия ]     [ Экспертный совет ]     [ Выставка победителей OpenCall ]     [ Пресса ]     [ Контакты ]

ОРГАНИЗАТОР

Международный симпозиум Про&Контра
Москва 8-11 октября 2011, Центр дизайна ARTPLAY, Малый зал.
Красноярск 14-16 ноября 2011, Дом Кино (пр-т Мира 88)

Генеральный партнер: Фонд Михаила Прохорова
Под патронатом Министерства культуры РФ
Организатор: Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб»
Партнеры: Посольство Королевства Нидерландов, Немецкий культурный центр им. Гете в Москве, Австрийский Культурный Форум в Москве

Тема 2011: Total Observer

Сегодня медиа конструируют реальность. Информационные технологии изменяют пространство социума, политики, экономики, но вместе с ними изменяемся мы. Технологии являются продолжением нашей нервной системы. Мы постепенно мутируем и становимся частью одного целого. Находясь под пристальным вниманием бесконечных камер слежений, опутанные сетями информации, мы, с одной стороны, теряем свободу. Но, получая каждый день технологические новшества, мы и расширяем свои права. Искусство больше не является аутсайдером, а скорее трендсеттером в области появления новых идей и внедрения их в различные, напрямую, с ней не связанные, области. Только искусство с его интуицией и силой воображения, не ограниченных ни дискурсом, ни статусом, ни нормой, оказывается в состоянии разглядеть общие контуры грядущего...

Партнёры







Генеральный партнёр



под патронатом





При поддержке

ИОО Фонд Содействия












Красноярск






















Площадка проведения



Выставка победителей OpenCall

В 2011 году в рамках международного симпозиума Pro&Contra состоялся конкурс арт-проектов среди художников России и стран СНГ, исследующих различные направления искусства новых медиа.

В течение четырех месяцев желающие могли подать заявку через сайт http://procontra.mediaartlab.ru/, и к моменту открытия Четвертой московской биеннале были определены победители. Экспертный совет симпозиума оценивал работы в четырех номинациях, дублирующих названия тематических секций конференции Pro&Contra, где выступят специалисты по каждому из направлений. Такая структура предложена устроителями симпозиума потому, что основной их целью было не просто собрать выставку самых интересных конкурсных проектов, но организовать дискуссию профессионалов вокруг представленных работ, оценить текущую российскую ситуацию и перспективы развития, показать зрителям методы анализа медиаработ. 

Номинация «Гибридные медиа»

Юлия Боровая, Сергей Касич, Вадим Смахтин
LIQUID~DO performance
Интерактивный аудиовизуальный перфоманс
2011, Москва
http://vimeo.com/26670350

Взаимодействие жидкостей запускает цепь химических процессов, которые создают неповторимые абстрактные визуальные образы. Процесс передается через web-камеру в компьютер. Поведение жидкости генерирует звук по заданному алгоритму.  LIQUID~DO можно ассоциировать с LIBIDO в контексте рождения энергии из жидкой субстанции химического процесса. Энергии, интерпретированной через звук. Интересна природа самоорганизации жидкости – визуальная и звуковая. То, как эти две сферы взаимодействуют между собой в одном жидком организме. 


Каварга Дмитрий
Остаточный мыслепоток-4
Интерактивный объект
2011, Подмосковье
http://www.kawarga.ru/interactiv/sterj.htm 

«Остаточные мыслепотоки» — прозрачные двухметровые стеклянные колбы, в торцы которых встроены активные динамики и приборы биообратной связи. Внутри колбы находится скульптура из полимеров «мыслепоток». Зритель (зрители) входит в контакт
с мыслепотоком, — взявшись за металлические спицы с двух сторон колбы. Для этого зрителю необходимо успокоить эмоциональное состояние, замедлив собственный мыслепоток и добившись максимально возможной внутренней тишины. В случае синхронизации усилий и достижения искомого результата, скульптура реагирует изменением аудиотрэка.


Юлия Безштанко 
disappearance
Видео, 8'14''
2011, Челябинск
http://www.youtube.com/watch?v=C6MYjjXQzZI 

Данное видео задумывалось как исследование исчезновения человеческого тела, посредством покраски. При монтаже обнаружился диалог между действующими лицами. Танец, получившийся входе покраски, как «за и против» риторического свойства. Обнаруживается множество параллелей: гендерные битвы, контраст телесный, разные ритмы и акценты. 


Константин Аджер
Звук: Koji Asano 
Memory of Rain
Видео, 8'43''
2011, Москва

Пелена ливня размывает контуры пейзажа. Можно просто созерцать бесконечные метаморфозы текущих струй или пытаться угадать в них смутные очертания чего-то однажды уже виденного: рассвета, отражающегося в озере, или вида, промелькнувшего за окном уносящего тебя прочь поезда… Проект К. Аджера, создавая этот хрупкий образ ускользающего пейзажа, поднимает тему глубинной связи человека с природой, которая является частью его прошлого, его внутренних переживаний, его памяти. Косвенным образом он проводит мысль о бережном отношении к экологии, к природе, которая приравнивается здесь к духовной ценности. Эффект светового мерцания и дождя — результат многоуровневой обработки снятого на простую камеру видео.


НОМИНАЦИЯ «Экранные интерактивные медиа»

Экранные интерактивно-цифровые медиа 

Куда бегут собаки
Осадок
Интерактивная видеоинсталляция
2011, Екатеринбург

На видео медленно падает картошка. Некоторым кажется, что она с глазами.


Ольга Киселева
Конкистадоры на северном полюсе
Интерактивная программа
2011, Баренцево море–Париж 

Инсталляция исследует напряжения и конфликты, характерные для Арктики сегодня. Пространство Арктики перечерчивается / перерисовывается / апроприируется как традиционными, так и новыми игроками, будь то частные или государственные корпорации, правительственные и неправительственные структуры. Художник размышляет о том, как на современную ситуацию влияют пересекающиеся интересы геополитических и корпоративных сил, намекая на ассоциации с конкистадорами. Работа Киселевой — это ответ на вопрос, какова Арктика сегодня. Вначале появляются логотипы компаний в местах их настоящего присутствия. Далее логотипы с ускоряющимся темпом захватывают всю карту, напоминая стремительный рост активности в Арктике. При создании «Арктических конкистадоров» Ольга работала с Институтами экономических и политических исследований Университета Сорбонны и сотрудничала с Консультативным комитетом по бизнесу и промышленности при ОЭСР, Норвежским Баренцевым Секретариатом, Международным Баренцевым Секретариатом и группой Platform из Лондона.


Дмитрий Булныгин
Цветы
Видео, 7'40''
2009, Москва
http://bulnygin.com/video_inst/index2_flowers.html 

В древности, показать зад являлось жестом бесстрашия и презрения к врагу. В современном обществе, демонстрация задниц(ы) является признаком покорности, подчиненности, признания силы и власти зрителя, а также служит декоративным элементом при проведении досуга. В новой работе «Цветы» плоды этой смысловой трансформации находят визуальное воплощение.


Гор Чахал
Свободная любовь
Мультимедийная инсталляция
2008-2011, Москва
http://www.youtube.com/watch?v=Vz1yH5BVmZQ 

Визуально-поэтическая мультимедийная работа об онтологической взаимосвязи сущностных, социообразующих понятий «Любви» и «Свободы». Любовь неотделима от свободы. Если вдуматься, смысл великого девиза французской революции: «Свобода, Равенство, Братство», непонятый санкюлотами, заключается именно в утверждении тождества свободы и братства (братской любви). 

Свобода = Братство
Свобода есть Любовь.

А у Апостолов ещё точнее: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2-Кор. 3:17). «Плод же духа: любовь» (Гал. 5:22). И «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1-Ин. 4:8).

В смысле, свобода порождает любовь, а без любви вам век воли не видать.


НОМИНАЦИЯ «Экранные интерактивно-перформативные медиа» 

Таус Махачева
Пуля
Видеодокументация перформанса, пуля, 4'39''
2010, Республика Дагестан

Приехав снимать эту работу домой в Махачкалу, я узнала что на углу моего дома у школы номер 13 застрелили трех милиционеров и ранили несколько людей. О чем может быть работа, снятая в таком контексте? Я стреляю в песок из Макарова, табельного оружия российской милиции. Отдача. Звук и воронка в песке. Начав рыть песок, понимаю что воронка была только на поверхности, а дальше след пули уже засыпан песком. Нахожу пулю не с первого раза. К этому моменту я расстреляла уже почти всю обойму. Найдя, я оставляю после себя огромную дыру. Все остальные пули, которые я не смогла выкопать, остались там в пляже недалеко от г. Махачкала.


Татьяна Федорова
I want to London
Видеоинсталляция, 4'09''
2010, Республика Молдова
http://www.youtube.com/watch?v=jCC6nXMjUMY 

Проект “I WANT TO LONDON” является попыткой понять страну, в которой живу, а также себя как гражданина Молдовы. Иногда я чувствую себя уязвимой и бессильной в своей стране, и через свои действия определяю свое место в современном обществе. Сумка челнока (гастарбайтера) функционирует в моих работах как символ постсоветского пространства, является символом перехода, и мобильности, а с другой стороны, представляет символическую стену между Востоком и Западом. Как символ барьера, границы и предела, стена, которая стала препятствием на пути осуществления моей мечты побывать в Лондоне.


Наталья Арефьева, Анна Колосова
H2Opera
HD-видео, 3'30''
2011, Санкт-Петербург
http://vimeo.com/23697550 

В чреве несбыточности мы носим неродившихся яснооких детей наших чувств: нежные письма, которые мы пишем лишь в мыслях, или самые важные слова, которые мечтали сказать любимым, но отчего то не сказали….Отчего мы производим на свет столько ненужных фраз и слов — бессмысленных шумов и прочих вредоносных сигналов. Порой мы сами себя не понимаем, говорим с притворством, элегантно водим под руку всякую ложь. На лице изображаем улыбку, а внутри душим крик. Тогда как хочется петь истинную и чистую музыку души, когда оглушительная немота внутренней страсти выбрасывается наружу. 


Анна Ходорковская
Медведи
Видео, 1'34''
2011, Москва
http://vimeo.com/18927969 

Это видео, записанное Photobooth камерой, встроенной в мой компьютер. Я записала свою реакцию на приворожившее меня видео «Наномедведев», выложенное на Youtube неизвестными людьми, где новогодняя речь президента положена на «Лунную сонату» Бетховена, а голос искажен. Также во время записи этого видео я вела активную онлайн-переписку. Работа имеет личный характер, поэтому мне трудно ее анализировать. Одной из составных ее частей я бы назвала грусть и одновременно понимание патологического «неединства» общества, отсутствия для него перспектив на только что начавшийся год.


НОМИНАЦИЯ «Тактические медиа»

Виктория Ломаско, Антон Николаев
Запретное искусство
Книга
2011, Москва — Санкт-Петербург

Книга «Запретное искусство» сделана в жанре графического репортажа. Она рассказывает об уголовном процессе над организаторами выставки «Запретное искусство-2006» Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым, инициированном ультраконсервативным движением «Народный собор». Материалы для книги собраны авторами на процессе собственноручно и документируют события не только в зале суда, но и за его пределами. Во время процесса репортажи публиковались в блогах авторов и в периодических изданиях. Один из них — «Свидетели защиты наносят ответный удар» был номинирован на премию Кандинского в 2010 году.


Анна Броше
Wikiantipedia
Интернет-проект
2011, Москва
http://wikiantipedia.ru/ 

Проект посвящается изменению приоритета информации  о значительных персоналиях культурного пантеона в интернет-пространстве. Сегодня каждый желающий может добавить своего героя в WIKIPEDIA, причем сведения будут имеют смутный, персонализированный источник, часто непроверенный.

Параллельно зарегистрирован сайт www.wikiantipedia.ru, созданный на движке mediawiki и работающий по тому же принципу. На экране компьютера портреты героев пантеона мировой культуры, как бы подрисованные, подписанные школьниками характеризующими их атрибутами, с подправленными чертами лица. Стрелки обозначают отношения, по анекдотам из личной жизни героев, а не по официальной школьной программе,  поперсонажно (как у Хармса). И посетители могут выбрать связи между двумя и более персонажами, добавлять новые истории и новых персонажей. Компьютерная программа подставляет новые сведения, новые связи, соединяя далее цепочку, создавая реальную современную мифологию, которую спишет завтрашний школьник.


Григорий Чарушин
Розовый фонтан
Фото- и видеодокументация акции, 1'45''
2010, Москва
http://vimeo.com/17063401 

Акция была подготовлена мной специально ко Дню ВДВ. Традиционно 2-го августа бывшие десантники собираются в центре Москвы, напиваются и ведут себя развязно и агрессивно. Одной из их любимых забав всегда было купание в фонтане, сопровождающееся братанием и демонстрацией удали. При помощи пищевого красителя я покрасил воду в 2х таких фонтанах на Манежной площади в розовый цвет. Целью акции было подменить контекст происходящего, перевернув таким образом его смысл и значение. Сбить ложный пафос с этого ритуала.


art-m2
GLOBAL ART PROJECT
Стрит-арт проект
2011, 19 городов
http://www.youtube.com/watch?v=8bXc3AgLJqQ 

Всемирные выставки по средам
Создатели проекта: Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева
Дата создания: 13 июля 2011 г.
Количество участников: 172 (на 06.09.11)
Количество проведенных глобальных выставок: 3 (на 06.09.11)
География проекта: весь мир

Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева выбирают из массы новостного материала ключевые, по их мнению, моменты и заменяют идеологический и политический комментарий событий обыкновенно сопровождающий новостную информацию на персонально выбранный и возвращенный обратно для публики в качестве цитаты взятой из коллективного сознания, таким образом, предлагая свой вариант исторической оценки события. Отобранные и обработанные мотивы с помощью активистов GAP распечатываются и по средам размещаются в общественных местах (фасады зданий, ограждения, и т.п.) своих городов, в том числе, таким образом, чтобы сюжеты были композиционно «срифмованы» как с исторической, так и с ландшафтно-архитектурной трансформацией разных городов мира. Почему среда? Потому, что первые выставки были посвящены молчаливым демонстрантам Минска, которые именно по средам выходили на площади. Основное ядро проекта – всемирная онлайн и оффлайн GLOBAL ART gallery, открытая для свободного посещения и участия. Основной задачей работы Open GLOBAL ART gallery является не только вышеизложенный «технологический» процесс, но также вовлечение широкой публики в формирование процессов современного искусства не только в качестве зрителя, но и в качестве активного участника.


НОМИНАЦИЯ «Саунд-арт»

Юрий Календарев
The Standing Wave
Интерактивная звуковая скульптура
2011, Россия/Италия
http://www.youtube.com/watch?v=rQRoBq0-PmU 

Инсталляция состоит из двух противопоставленных «Звуковых Плит», квадратов из акустической бронзы, подвешенных к потолку на четырех струнах на расстоянии 1,5 м друг от друга (примерно на высоте солнечного сплетения человека среднего роста), образуя маятники. Pядом с звуковой плитой на другой струне подвешен другой объект, другой маятник — кусок старого дерева, обточенный морем топляк, подобранный на берегу после шторма.

Когда человек находится внутри инсталляции и касается по очереди или одновременно своими обеими раскинутыми руками этих квадратов, возникающие звуки интерферируют между собой и в центре композиции (где и находится в данный момент человек) возникает СТОЯЧАЯ ВОЛНА ЗВУКОВ.

Этот — невидимый но ощущаемый — звуковой вибрирующий кокон, который физиологически может создавать резонансный режим гармоническиx колебаний в клетках самого «наблюдателя» и есть данная звуковая скульптура.

Что-то в нас резонирует в такт с этими звуками, они вводят в сомнамбулическое состояние, среднее между бодрствованием и сном. 

Возможно, основным свойством этих звучащих скульптур является то, что они выводят нас за пределы жанров. 

Beyond the music, beyond the sculpture, beyond the language, beyond everything…  


Людмила Белова, программирование — Сергей Комаров, Алексей Грачев, Cyland
Капсула времени «Башня»
Объект
2010, Санкт-Петербург
http://www.youtube.com/watch?v=aomzs6IDFsQ 

Одной из разновидностей «письма в будущее» является так называемая капсула времени, содержащая не только письма, но и предметы, характеризующие то время, когда она была созданы. Капсулы времени сейчас существуют и в виде электронных писем в будущее и в виде записанной на разные носители информации, которая отправляется в космическое пространство. Существует общество временных капсул времени International Time Capsule Society. Аудиообъект «Башня» также может быть капсулой времени. Он открыт для считывания информации и, помещенный в зону искусства, сам по себе уже является капсулой времени. Объект сделан в виде башни, которая является олицетворением прогресса и одновременно гордыни, — артефакт, так или иначе отсылающий к притче о Вавилонской башне. В его изготовлении использованы вышедшие из обихода детали бытовой техники и музыкального инструмента. Собранные в нем аудиофайлы связаны с техническим прогрессом. Это звуки, окружавшие человека совсем недавно и в настоящий момент времени: примерно, с 60-х годов 20 века и по 10-е годы 21.


Денис Перевалов, Нина Рижская, Игорь Sodazot
Сферофонограф
Интерактивная инсталляция
2011, Екатеринбург
http://www.youtube.com/watch?v=Qw-H7zFrM_M 

Инсталляция представляет собой музыкальный инструмент для записи и воспроизведения звука на виртуальной сфере. Аналогично классическому фонографу, звук записывается с помощью нанесения звуковых дорожек на поверхность, но поверхностью является не диск, а сфера.


Валерий Айзенберг
Симоне говорит по-русски
Аудиовизуальная инсталляция
2011, Москва

Следствие дискоммуникации — это конфликт в той или иной форме. Между людьми, сообществами, государствами, расами и даже на низовом уровне – между различными видами живых существ. Нельзя сказать, что конфликт и более общий случай – противостояние, это только причина создания негативного поля деструкции, это также необходимое условие прогресса.

Героиня проекта, немка Симоне читает русский текст, но записанный латиницей и  оказывается в ситуации, когда её органы жизнедеятельности начинают работать в ограниченном режиме, буксуют, работают в полсилы. Речевой аппарат выдаёт такие сочетания звуков, которые ей, Симоне, раньше не приходилось произносить, глазами она видит строчки неизвестных слов, непонятных сочетаний букв, написанных знакомым шрифтом, она не осознаёт, что она читает и говорит-слышит. Её сознание «подвешено», она испытывает дискомфорт, у неё психотравма. Смысл сохраняется только в абстрактных звуках голоса, а не в тексте и содержании.

При этом слушатель, носитель русского языка, (якобы) слышит родную речь, но не просто проговариваемую с ошибками и сильным иностранным акцентом, а как будто недоразвитую.

В нашем случае происходит механическая поломка языка. Он обессилен и обессмыслен так, как если бы был вставлен в клюв попугая. Это крайний случай дискоммуникации, причём дискоммуникации внутренней, внутри самого языка, внутри одной жаждущей контакта стороны противостояния, в нашем случае одного человека с его сомнениями, колебаниями настроения, многочисленными «за и против». И дело не совсем в том, что героиню трудно понять, она, Симоне, не понимает сама себя.

Параллельно с её чтением Художник проектирует на многослойный экран предварительно сфотографированные в разных состояниях губы Симоне – место, откуда идут звуки. Художник с помощью ножа рисует по экрану, погружаясь в глубину слоёв контрастных тонов. В результате визуальных манипуляций на экране проходит череда мучительных графических трансформаций лица Симоне. Таким образом, происходит визуализация поломки.    

Фрагмент текста, который читает Симоне:

"…V etom gorode krome atmosfernyh yavleniy, stuka, shoroha i slabogo zvona kolokola na Ratushe davno nichego ne proishodit. Hudozhnik dumaet o tom, chto ranjshe steny domov otrazhaly tsokanie podkov i grohot dereviannyh kolios, obityh zhelezom.

Chasto emu prihodiat udruchajuschie mysli, chto proshloe bezvozvratno poteriano, a buduschego net, dazhe osmelivaetsya mechtatj po tomu vremeni, kogda, sobstvenno vremeni ne suschestvovalo. Emu kazhetsia, chto eti mechty – edinstvennyj sposob ujti ot navazdeniya filosofskih insinuatsiy tipa, “zhiznj – eto medlennaya smertj” I dostignutj vnutrennego ravnovesiya, opirayuschegosia na utverzsdenie, chto mir – eto fact bez prichiny i tseli.  Ego volnuet gipoteza, chto dokazatelstvo etogo nahoditsya v lediannyh yadrah komet, strannyh ob’ektah, srok zhizni kotoryh raven dliteljnosti suschestvovaniya etogo Mira. 

Ochenj redko pod oknami vstrechayutsia dva cheloveka i govoriat o chjom-to piatj minut – bolshe u nih vremeni net. Togda v atelie sozdajotsia vpechatlenie, chto kto-to nahoditsia v sosedney komnate.

Kazhdye dvadtsatj minut hudozhnik slyshit shagi i pytaetsia vvesti koeffitsient, s pomoschju kotorogo mozhno poschitatj naselenie goroda, ispoljzuya teorii veroyatnosty i kombinathij. On vystraivaet ishodnye dannye: raz v dvadtsatj minut – odin chelovek, vsego dvadtsatj ulits, dvadtsatj protsentov zhitelej odnovremenno vyhodiat na ulitsy, kazhdyj denj desiat protsentov pokidayut gorod. I tak dalee…"