
[ ENGLISH ] [ О Симпозиуме ] [ Программа ] [ Расписание ] [ Тезисы ] [ Специальная программа ] [ Pro&Contra 2000 ]
СЕКЦИИ:
[ Селекционная комиссия ] [ Экспертный совет ] [ Выставка победителей OpenCall ] [ Пресса ] [ Контакты ]
![]() Тема 2011: Total Observer Сегодня медиа конструируют реальность. Информационные технологии изменяют пространство социума, политики, экономики, но вместе с ними изменяемся мы. Технологии являются продолжением нашей нервной системы. Мы постепенно мутируем и становимся частью одного целого. Находясь под пристальным вниманием бесконечных камер слежений, опутанные сетями информации, мы, с одной стороны, теряем свободу. Но, получая каждый день технологические новшества, мы и расширяем свои права. Искусство больше не является аутсайдером, а скорее трендсеттером в области появления новых идей и внедрения их в различные, напрямую, с ней не связанные, области. Только искусство с его интуицией и силой воображения, не ограниченных ни дискурсом, ни статусом, ни нормой, оказывается в состоянии разглядеть общие контуры грядущего... ![]()
При поддержке |
Выставка победителей OpenCallВ 2011 году в рамках международного симпозиума Pro&Contra состоялся конкурс арт-проектов среди художников России и стран СНГ, исследующих различные направления искусства новых медиа. В течение четырех месяцев желающие могли подать заявку через сайт http://procontra.mediaartlab.ru/, и к моменту открытия Четвертой московской биеннале были определены победители. Экспертный совет симпозиума оценивал работы в четырех номинациях, дублирующих названия тематических секций конференции Pro&Contra, где выступят специалисты по каждому из направлений. Такая структура предложена устроителями симпозиума потому, что основной их целью было не просто собрать выставку самых интересных конкурсных проектов, но организовать дискуссию профессионалов вокруг представленных работ, оценить текущую российскую ситуацию и перспективы развития, показать зрителям методы анализа медиаработ. Номинация «Гибридные медиа» Юлия Боровая, Сергей Касич, Вадим Смахтин Взаимодействие жидкостей запускает цепь химических процессов, которые создают неповторимые абстрактные визуальные образы. Процесс передается через web-камеру в компьютер. Поведение жидкости генерирует звук по заданному алгоритму. LIQUID~DO можно ассоциировать с LIBIDO в контексте рождения энергии из жидкой субстанции химического процесса. Энергии, интерпретированной через звук. Интересна природа самоорганизации жидкости – визуальная и звуковая. То, как эти две сферы взаимодействуют между собой в одном жидком организме. Каварга Дмитрий «Остаточные мыслепотоки» — прозрачные двухметровые стеклянные колбы, в торцы которых встроены активные динамики и приборы биообратной связи. Внутри колбы находится скульптура из полимеров «мыслепоток». Зритель (зрители) входит в контакт Юлия Безштанко Данное видео задумывалось как исследование исчезновения человеческого тела, посредством покраски. При монтаже обнаружился диалог между действующими лицами. Танец, получившийся входе покраски, как «за и против» риторического свойства. Обнаруживается множество параллелей: гендерные битвы, контраст телесный, разные ритмы и акценты. Константин Аджер Пелена ливня размывает контуры пейзажа. Можно просто созерцать бесконечные метаморфозы текущих струй или пытаться угадать в них смутные очертания чего-то однажды уже виденного: рассвета, отражающегося в озере, или вида, промелькнувшего за окном уносящего тебя прочь поезда… Проект К. Аджера, создавая этот хрупкий образ ускользающего пейзажа, поднимает тему глубинной связи человека с природой, которая является частью его прошлого, его внутренних переживаний, его памяти. Косвенным образом он проводит мысль о бережном отношении к экологии, к природе, которая приравнивается здесь к духовной ценности. Эффект светового мерцания и дождя — результат многоуровневой обработки снятого на простую камеру видео. НОМИНАЦИЯ «Экранные интерактивные медиа» Экранные интерактивно-цифровые медиа Куда бегут собаки На видео медленно падает картошка. Некоторым кажется, что она с глазами. Ольга Киселева
Дмитрий Булныгин
Гор Чахал
Свобода = Братство А у Апостолов ещё точнее: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2-Кор. 3:17). «Плод же духа: любовь» (Гал. 5:22). И «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1-Ин. 4:8). В смысле, свобода порождает любовь, а без любви вам век воли не видать. НОМИНАЦИЯ «Экранные интерактивно-перформативные медиа» Таус Махачева
Татьяна Федорова
Наталья Арефьева, Анна Колосова
Анна Ходорковская
НОМИНАЦИЯ «Тактические медиа» Виктория Ломаско, Антон Николаев
Анна Броше Проект посвящается изменению приоритета информации о значительных персоналиях культурного пантеона в интернет-пространстве. Сегодня каждый желающий может добавить своего героя в WIKIPEDIA, причем сведения будут имеют смутный, персонализированный источник, часто непроверенный. Параллельно зарегистрирован сайт www.wikiantipedia.ru, созданный на движке mediawiki и работающий по тому же принципу. На экране компьютера портреты героев пантеона мировой культуры, как бы подрисованные, подписанные школьниками характеризующими их атрибутами, с подправленными чертами лица. Стрелки обозначают отношения, по анекдотам из личной жизни героев, а не по официальной школьной программе, поперсонажно (как у Хармса). И посетители могут выбрать связи между двумя и более персонажами, добавлять новые истории и новых персонажей. Компьютерная программа подставляет новые сведения, новые связи, соединяя далее цепочку, создавая реальную современную мифологию, которую спишет завтрашний школьник. Григорий Чарушин
art-m2 Всемирные выставки по средам Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева выбирают из массы новостного материала ключевые, по их мнению, моменты и заменяют идеологический и политический комментарий событий обыкновенно сопровождающий новостную информацию на персонально выбранный и возвращенный обратно для публики в качестве цитаты взятой из коллективного сознания, таким образом, предлагая свой вариант исторической оценки события. Отобранные и обработанные мотивы с помощью активистов GAP распечатываются и по средам размещаются в общественных местах (фасады зданий, ограждения, и т.п.) своих городов, в том числе, таким образом, чтобы сюжеты были композиционно «срифмованы» как с исторической, так и с ландшафтно-архитектурной трансформацией разных городов мира. Почему среда? Потому, что первые выставки были посвящены молчаливым демонстрантам Минска, которые именно по средам выходили на площади. Основное ядро проекта – всемирная онлайн и оффлайн GLOBAL ART gallery, открытая для свободного посещения и участия. Основной задачей работы Open GLOBAL ART gallery является не только вышеизложенный «технологический» процесс, но также вовлечение широкой публики в формирование процессов современного искусства не только в качестве зрителя, но и в качестве активного участника. НОМИНАЦИЯ «Саунд-арт» Юрий Календарев
Когда человек находится внутри инсталляции и касается по очереди или одновременно своими обеими раскинутыми руками этих квадратов, возникающие звуки интерферируют между собой и в центре композиции (где и находится в данный момент человек) возникает СТОЯЧАЯ ВОЛНА ЗВУКОВ. Этот — невидимый но ощущаемый — звуковой вибрирующий кокон, который физиологически может создавать резонансный режим гармоническиx колебаний в клетках самого «наблюдателя» и есть данная звуковая скульптура. Что-то в нас резонирует в такт с этими звуками, они вводят в сомнамбулическое состояние, среднее между бодрствованием и сном. Возможно, основным свойством этих звучащих скульптур является то, что они выводят нас за пределы жанров. Beyond the music, beyond the sculpture, beyond the language, beyond everything… Людмила Белова, программирование — Сергей Комаров, Алексей Грачев, Cyland
Денис Перевалов, Нина Рижская, Игорь Sodazot
Валерий Айзенберг Следствие дискоммуникации — это конфликт в той или иной форме. Между людьми, сообществами, государствами, расами и даже на низовом уровне – между различными видами живых существ. Нельзя сказать, что конфликт и более общий случай – противостояние, это только причина создания негативного поля деструкции, это также необходимое условие прогресса. Героиня проекта, немка Симоне читает русский текст, но записанный латиницей и оказывается в ситуации, когда её органы жизнедеятельности начинают работать в ограниченном режиме, буксуют, работают в полсилы. Речевой аппарат выдаёт такие сочетания звуков, которые ей, Симоне, раньше не приходилось произносить, глазами она видит строчки неизвестных слов, непонятных сочетаний букв, написанных знакомым шрифтом, она не осознаёт, что она читает и говорит-слышит. Её сознание «подвешено», она испытывает дискомфорт, у неё психотравма. Смысл сохраняется только в абстрактных звуках голоса, а не в тексте и содержании. При этом слушатель, носитель русского языка, (якобы) слышит родную речь, но не просто проговариваемую с ошибками и сильным иностранным акцентом, а как будто недоразвитую. В нашем случае происходит механическая поломка языка. Он обессилен и обессмыслен так, как если бы был вставлен в клюв попугая. Это крайний случай дискоммуникации, причём дискоммуникации внутренней, внутри самого языка, внутри одной жаждущей контакта стороны противостояния, в нашем случае одного человека с его сомнениями, колебаниями настроения, многочисленными «за и против». И дело не совсем в том, что героиню трудно понять, она, Симоне, не понимает сама себя. Параллельно с её чтением Художник проектирует на многослойный экран предварительно сфотографированные в разных состояниях губы Симоне – место, откуда идут звуки. Художник с помощью ножа рисует по экрану, погружаясь в глубину слоёв контрастных тонов. В результате визуальных манипуляций на экране проходит череда мучительных графических трансформаций лица Симоне. Таким образом, происходит визуализация поломки. Фрагмент текста, который читает Симоне: "…V etom gorode krome atmosfernyh yavleniy, stuka, shoroha i slabogo zvona kolokola na Ratushe davno nichego ne proishodit. Hudozhnik dumaet o tom, chto ranjshe steny domov otrazhaly tsokanie podkov i grohot dereviannyh kolios, obityh zhelezom. Chasto emu prihodiat udruchajuschie mysli, chto proshloe bezvozvratno poteriano, a buduschego net, dazhe osmelivaetsya mechtatj po tomu vremeni, kogda, sobstvenno vremeni ne suschestvovalo. Emu kazhetsia, chto eti mechty – edinstvennyj sposob ujti ot navazdeniya filosofskih insinuatsiy tipa, “zhiznj – eto medlennaya smertj” I dostignutj vnutrennego ravnovesiya, opirayuschegosia na utverzsdenie, chto mir – eto fact bez prichiny i tseli. Ego volnuet gipoteza, chto dokazatelstvo etogo nahoditsya v lediannyh yadrah komet, strannyh ob’ektah, srok zhizni kotoryh raven dliteljnosti suschestvovaniya etogo Mira. Ochenj redko pod oknami vstrechayutsia dva cheloveka i govoriat o chjom-to piatj minut – bolshe u nih vremeni net. Togda v atelie sozdajotsia vpechatlenie, chto kto-to nahoditsia v sosedney komnate. Kazhdye dvadtsatj minut hudozhnik slyshit shagi i pytaetsia vvesti koeffitsient, s pomoschju kotorogo mozhno poschitatj naselenie goroda, ispoljzuya teorii veroyatnosty i kombinathij. On vystraivaet ishodnye dannye: raz v dvadtsatj minut – odin chelovek, vsego dvadtsatj ulits, dvadtsatj protsentov zhitelej odnovremenno vyhodiat na ulitsy, kazhdyj denj desiat protsentov pokidayut gorod. I tak dalee…" |