
[ ENGLISH ] [ О Симпозиуме ] [ Программа ] [ Расписание ] [ Тезисы ] [ Специальная программа ] [ Pro&Contra 2000 ]
СЕКЦИИ:
[ Селекционная комиссия ] [ Экспертный совет ] [ Выставка победителей OpenCall ] [ Пресса ] [ Контакты ]
![]() Тема 2011: Total Observer Сегодня медиа конструируют реальность. Информационные технологии изменяют пространство социума, политики, экономики, но вместе с ними изменяемся мы. Технологии являются продолжением нашей нервной системы. Мы постепенно мутируем и становимся частью одного целого. Находясь под пристальным вниманием бесконечных камер слежений, опутанные сетями информации, мы, с одной стороны, теряем свободу. Но, получая каждый день технологические новшества, мы и расширяем свои права. Искусство больше не является аутсайдером, а скорее трендсеттером в области появления новых идей и внедрения их в различные, напрямую, с ней не связанные, области. Только искусство с его интуицией и силой воображения, не ограниченных ни дискурсом, ни статусом, ни нормой, оказывается в состоянии разглядеть общие контуры грядущего... ![]()
При поддержке |
О Симпозиуме
Современное искусство многогранно. Существует множество направлений, различных способов выражения и языков, на котором оно говорит. Самым инновационным является медиаискусство – оно занимается созданием художественных произведений при помощи новых информационных и научных технологий. Направления могут быть самыми разнообразными: от bio-арта и science-арта до сетевого искусства и тактических медиа. Художники используют самый широкий спектр инструментов – от простой видеокамеры и компьютера до сложнейших генетических исследований и робототехники. Ключевой характеристикой медиаискусства является его междисциплинарность. На протяжении всей истории искусства новых технологий мы наблюдаем сотрудничество художников с профессионалами в технической сфере – создание междисциплинарных художественных объединений. В медиакультуре происходит синтез как различных областей искусства (кино, музыки, театра, литературы), так и сотрудничество людей из смежных областей, напрямую с искусством не связанных, – науки, журналистики, экономики, дизайна и т.д. История медиаискусства на Западе уже насчитывает десятилетия, там давно существует огромное количество центров, фестивалей и самих художников, которые активно занимаются этой областью. В России появление подобных инициатив началось только в 90-е годы. Несмотря на бум современного искусства в нашей стране, медиаарт так и остался аутсайдером российского художественного процесса. Причин множество – от проблем финансирования до общей коммерциализации российского арт-рынка. Основную поддержку получают мейнстримовые «глянцево-гламурные» инициативы, а создание экспериментальных произведений все еще находится в зачаточной стадии. Тем не менее, в России за 20 лет были созданы институции, активно продвигающие различные инновационные формы мультимедиа: Художественная Лаборатория Новых Медиа, Институт Новых Технологий, Центр Культуры и Искусства "МедиаАртЛаб", Синефантом. Расширились площадки и формы представления. К сожалению, Россия до сих пор практически не вписана в контекст мировой арт-сцены. И в первую очередь это проявляется в том, что мы очень сильно отстаем от Запада в плане инноваций и применения современных культурных моделей. Еще одна причина сложившейся ситуации – отсутствие грамотного образования в области современного искусства и, в особенности, его наиболее авангардной формы – медиаискусства. Подобный курс невозможно найти в высших учебных заведениях, а альтернативные формы образования практически не представлены. Процесс технологической трансформации глубоко влияет на экономическую и социальную структуру общества, частью которого мы являемся. Развитие цифровых и сетевых медиа связано с понятием инновации: не только совершенствования самих технологий, но и обновления способов коммуникации, производства, бизнеса, образования. Инновации всегда представляет собой нечто большее, чем просто технологическое новшество. Они связаны с множеством способов применения, присвоения и изменения новых технологий, которые часто выходят за пределы их первоначального предназначения. Медиахудожники не только используют новые технологии, но и исследуют их. Самые авангардные и актуальные формы современной культуры в эпоху новых масс-медиа технологий превращаются в инструментарий быстрого реагирования, позволяющий создавать новые образы и новые среды. Итак, нашей главной задачей является постепенное реформирование существующей системы. В первую очередь – через новое альтернативное образование, а также через информирование, т.е. презентацию новейших западных и российских проектов и идей. PRO&CONTRA станет еще одним шагом на пути развития медиакультуры в России. Этот проект, посвященный медиа и вопросам взаимодействия искусства и технологий, поможет вовлечь больше людей в этот процесс, создать новую генерацию художников, кураторов и критиков. Сегодня медиа конструируют реальность. Информационные технологии изменяют пространство социума, политики, экономики, но вместе с ними изменяемся мы. Технологии являются продолжением нашей нервной системы. Мы постепенно мутируем и становимся частью одного целого. Находясь под пристальным вниманием бесконечных камер слежений, опутанные сетями информации, мы, с одной стороны, теряем свободу. Но, получая каждый день технологические новшества, мы и расширяем свои права. Искусство больше не является аутсайдером, а скорее трендсеттером в области новых идей и их внедрения в различные, напрямую с искусством не связанные, области. Только искусство с его интуицией и силой воображения, не ограниченное ни дискурсом, ни статусом, ни нормой, оказывается в состоянии разглядеть общие контуры грядущего... Медиаарт — самое инновационное направление современного искусства, которое занимается созданием художественных произведений с использованием новых технологий. Жанры могут быть самыми разнообразными: от bio-арта и science-арта до сетевого искусства и тактических медиа. Художники используют самый широкий спектр инструментов - от простой видеокамеры и компьютера до сложнейших генетических исследований и робототехники. Ключевой характеристикой медиаарта является его междисциплинарность. На протяжении всей истории искусства новых технологий мы наблюдаем сотрудничество художников с профессионалами в технической сфере. В медиакультуре происходит синтезирование как различных областей искусства (кино, музыки, театра, литературы), так и сотрудничество людей из смежных областей, напрямую с искусством не связанных, – науки, журналистики, экономики, архитектуры, дизайна и т.д. Медиаискусство насчитывает десятилетия развития на Западе, Россия же до сих пор очень сильно отстает в плане инноваций и применения современных культурных моделей. Фактическое отсутствие художников, кураторов и критиков, имеющих опыт работы с новыми технологиями, является проблемой еще и потому, что медиаискусство важно для дальнейшего изменения всей культуры, всего социально-общественного слоя. Цель PRO&CONTRA: обнаружить связи между искусством, наукой, политикой, экономикой, технологиями, представить инновационные проекты на стыке современного искусства и социальных практик, sci-art и экспериментальной науки, дигитального искусства и дизайна, перформанса и программирования, анимации и медиаархитектуры. Проект, посвященный медиаарту, вопросам взаимодействия искусства и технологий, поможет вовлечь больше людей в этот процесс, создать новую генерацию художников, критиков и кураторов. Задача PRO&CONTRA: организовать профессиональную открытую дискуссию по проблемам использования медиатехнологий в социальных, культурных и технологических сферах, на основе диалога между специалистами из различных областей, попытаться наметить пути практического сотрудничества. Имеются в виду вопросы не только взаимодействия человека, компьютера и электронных медиа, способов его идентификации в электронной среде, но и выработка наиболее эффективного творческого подхода к созданию и развитию самих новых медиатехнологий. Помимо проведения уникальных событий, представляющих медиакультуру, PRO&CONTRA станет живым образовательным процессом, демонстрирующим синтез искусств. В рамках симпозиума состоится обсуждение лучших проектов, присланных на конкурс PRO&CONTRA OPEN-CALL. Конкурс ориентирован на проекты художников, исследующих различные направления новых медиа. Цель конкурса – обнаружить связи между искусством, политикой, экономикой и технологиями, представить наиболее пограничные проекты. Номинации: 1. ТАКТИЧЕСКИЕ МЕДИА Проекты в области медиаактивизма, нацеленные на изменение общественной жизни, такие как медиаинтервенции в социальном пространстве, локативные медиа, цифровые коммьюнити, креативные интерфейсы для социальных сетей и коммуникативных сообществ, искусство в формате компьютерной игры. Номинация ориентирована на поддержку художественных инноваций в развитии медиасознательности и социального взаимодействия через преодоление географических, культурных и других границ, пересмотр отношений между индивидуумом, политическими и финансовыми структурами. 2. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕДИА Интерактивные медиа распространяются на территории перформанса, кинематографа, медиа. Они включают использование элемента взаимодействия как внешнего, так и внутреннего. Интерактивная составляющая сейчас наполняет произведение искусства, одновременно расширяет и концентрирует значение произведения. Так, в условиях интерактивного вмешательства, нарушается традиционная повествовательность, и произведение превращается в коллаж. Техническое исполнение здесь безусловно является принципиальным, но не определяет качество работы, оно только дополняет значение интерактивных структур. Структура интерактивных медиа – определение контекста различных форм коммуникации, использование искусственных форм, точнее искажение традиционного значения изображения. Здесь наиболее востребованным становится нарушение и деформация изображения, его интеграция в иную, интерактивную форму. 3. ГИБРИДНЫЕ МЕДИА Произведения, проблематизирующие понятие «медиа», осмысляющие эстетический потенциал разнообразия средств, накопленных искусством к настоящему моменту: от живописи и гипсовой скульптуры до высокотехнологичных научных разработок. Как новые формы (такие как трансгенное искусство, soft-арт, роботика, виртуальные среды и другие) могут проявить актуальность более традиционных жанров, и наоборот – как именно последние могут стать стимулом к расширению границ искусства и изобретению новых форм путем интеграции существующих подходов? Искусство здесь может находиться на стыке с исследованием, социальной акцией, поп-культурой. 4. САУНД-АРТ Перформансы с использованием цифровых и электроакустических техник, демонстрирующие новые экспериментальные методы обработки и визуализации звуковых процессов, задействующие ситуативный потенциал живого исполнения; радио-, net-, интерактивная и самогенерируемая музыка; звуковые скульптуры и саунд-инсталляции, расширяющие представление о природе звука и его восприятии (в том числе соматическом), сонификации пространства (соматические звуковые опыты); аудио-прогулки и другие саунд-проекты в окружающей среде (ландшафтные и site-специфические звуковые инсталляции, подчеркивающие акустические особенности зданий и местности). ВЫСТАВКА В рамках PRO&CONTRA помимо выставки проектов-участников PRO&CONTRA OPEN CALL будут также представлены:
Каждый день симпозиума будет посвящен одному из направлений медиаискусства, в соответствии с одноименной номинацией Конкурса и состоять из четырех основных секций: КУЛЬТУРНЫЙ ИНКУБАТОР С 10.00 до 16.00 будут проходить практические занятия по различным темам. Мы будем учить студентов работать с пространством – экранным, виртуальным, социальным. Проекты, созданные в рамках тематических модулей, будут представлены на Церемонии закрытия Симпозиума. КОНФЕРЕНЦИЯ С 16.00 до 20.00 будут проходить панели, обсуждения, круглые столы и дискуссии. ПОКАЗЫ С 20.00 до 21.30 будут проходить показы видео- и медиаработ лучших мировых фестивалей: фестиваля Transmediale (Германия); фестиваля «FutureEverything» (Великобритания), Фестиваля «Freeways» (США), Европейского Фестиваль МедиаАрта (Германия); Японского Фестиваля МедиаАрта (Япония); PRIX Ars Electronica (Австрия) и других. МЕДИАНОЧИ С 21.30 и до 01.00 будут проходить мультимедиа и саунд-арт-перформансы. Совместно с Recombinant Media Lab (США) на площадке симпозиума будет представлен проект CINECHAMBER - уникальная панорамная инсталляция из 10 огромных проекционных экранов. Каждый вечер на них будут транслироваться аудио-визуальные произведения крупнейших мировых художников, созданные специально для проекта следующими авторами - Signal (Германия), Monolake (Германия/Нидерланды), Deadbeat & Lillevan (Канада/Германия), Ryoichi Kurokawa (Япония), Semiconductor (Великобритания), Biosphere (Норвегия), Skoltz Kolgen (Канада) и другими. |