КРАСНОЯРСК:    [ Расписание ]     [ Тезисы ]     [ Специальная программа ]     [ Пресс-релизы ]

[ ENGLISH ]    [ О Симпозиуме ]     [ Программа ]     [ Расписание ]     [ Тезисы ]     [ Специальная программа ]    [ Pro&Contra 2000 ]

СЕКЦИИ:    [ Глобальные медиа ]     [ Тактические медиа ]     [ Экранные интерактивные медиа ]     [ Гибридные медиа ]     [ Саунд-арт ]     [ Медиафестивали ]

[ Селекционная комиссия ]     [ Экспертный совет ]     [ Выставка победителей OpenCall ]     [ Пресса ]     [ Контакты ]

ОРГАНИЗАТОР

Международный симпозиум Про&Контра
Москва 8-11 октября 2011, Центр дизайна ARTPLAY, Малый зал.
Красноярск 14-16 ноября 2011, Дом Кино (пр-т Мира 88)

Генеральный партнер: Фонд Михаила Прохорова
Под патронатом Министерства культуры РФ
Организатор: Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб»
Партнеры: Посольство Королевства Нидерландов, Немецкий культурный центр им. Гете в Москве, Австрийский Культурный Форум в Москве

Тема 2011: Total Observer

Сегодня медиа конструируют реальность. Информационные технологии изменяют пространство социума, политики, экономики, но вместе с ними изменяемся мы. Технологии являются продолжением нашей нервной системы. Мы постепенно мутируем и становимся частью одного целого. Находясь под пристальным вниманием бесконечных камер слежений, опутанные сетями информации, мы, с одной стороны, теряем свободу. Но, получая каждый день технологические новшества, мы и расширяем свои права. Искусство больше не является аутсайдером, а скорее трендсеттером в области появления новых идей и внедрения их в различные, напрямую, с ней не связанные, области. Только искусство с его интуицией и силой воображения, не ограниченных ни дискурсом, ни статусом, ни нормой, оказывается в состоянии разглядеть общие контуры грядущего...

Партнёры







Генеральный партнёр



под патронатом





При поддержке

ИОО Фонд Содействия












Красноярск






















Площадка проведения



Тезисы

СЕКЦИЯ «ГЛОБАЛЬНЫЕ МЕДИА»

Сегодня медиа конструируют реальность. Информационные технологии изменяют пространство социума, политики, экономики, но вместе с ними изменяемся мы. Технологии являются продолжением нашей нервной системы. Мы постепенно мутируем и становимся частью одного целого. Находясь под пристальным вниманием бесконечных камер слежений, опутанные сетями информации, мы, с одной стороны, теряем свободу. Но, получая каждый день технологические новшества, мы и расширяем свои права. Искусство больше не является аутсайдером, а скорее трендсеттером в области появления новых идей и внедрения их в различные, напрямую, с ней не связанные, области. Только искусство с его интуицией и силой воображения, не ограниченное ни дискурсом, ни статусом, ни нормой, оказывается в состоянии разглядеть общие контуры грядущего.

ОЛЬГА ШИШКО
Директор Симпозиума «Pro&Contra медиакультуры» Директор Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб», Россия

Медиавторжения: практики, методы, пространства

Медиаарт с его историей, и изначальной некоммерческой направленностью, желанием выйти из обыденного пространства  конвенционального искусства  и как бы осуществить вторжение  в массмедиа и социальные практики, не всегда находится в одной плоскости с историей развития современного искусства.

Медиахудожники используют широчайших спектр инструментов — от простой видеокамеры и компьютера до сложнейших технологий и робототехники.

Ключевой характеристикой медиаискусства является его междисциплинарность. Медиаарт – это, в известном смысле,  - спрут. Щупальцами  он – везде, но сердцем  – в современном искусстве. Критерием качества медиаарта всегда была инновационность с точки зрения и художественной идеи, и технологий, примененных в этом контексте искусства.

Часто медиапроекты существуют на уровне технологических экспериментов или текстов, которые  предвосхищают дальнейшее развитие современного искусства. Cобственно вещественного продукта иногда и не остается. Существование продукта в медиаискусстве не всегда важно, важны сами истории перерождения, синтеза различных творческих аспектов внутри  медийного пространства,  угадывание того, к чему вообще ведет нас всех и искусство и культура в целом.

Медиаискусство  создает новый язык и говорит на  новых языках.  Зрителю предоставляется возможность читать на этом языке, а  медиахудожнику для создания медийноактивных проектов  необходимо не только  ориентироваться в ментальных пространствах, но и уметь работать на других уровнях и с новыми каналами коммуникации.

Традиционно искусство, в числе прочего,  является и историческим архивом. Чем больше нашу жизнь «пронизывают» медиа, тем  быстрее мы утрачиваем память. Медиаавтор, становясь то псевдоученым, то псевдополитиком, то псевдошоуменом, первым осознает то, как позволить тому или иному медиасредству воспользоваться силой другого средства или высвободить ее.

В медиаискусстве соединено концептуальное и аттрактивное начала. Цифровые медиа сами по себе требуют вовлеченности и одновременного использования всех наших перцептивных способностей. Парадокс: мы  отдыхаем именно тогда, когда мы сильнее всего вовлечены. Однако в медиаарте существует опасность:   как только мы начинаем воспринимать  медиапроизведение на аттарактивном уровне, оно становится интертейментом и часто утрачивает внутренний смысл. Важен же сам по себе «вирус», который медиаарт воспринял от современного искусства – вирус рефлексии, утопии, поэзии.


СЕКЦИЯ «ЭКРАННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕДИА»

Медиаискусство, вовлекающее участников в активное взаимодействие с объектом искусства, использует различные аудиовизуальные средства, в том числе видео, технологии технического зрения, телекоммуникации, устройства сенсорной обратной связи, акустические характеристики, элементы перфоманса, site-specific, театральные эксперименты. Предпочтение отдается проектам, в которых принцип интерактивности является не дополнительным, а центральным смысловым элементом, при этом своеобразию и актуальности концепции соответствует качественное техническое исполнение.

КИРИЛЛ РАЗЛОГОВ
Директор Российского института культурологии, Россия

Будущее экранных и постэкранных форм творчества

Будущее экранных и постэкранных (виртуальная реальность) форм творчества, самовыражения и интерактивности разыгрывается параллельно на нескольких «площадках»:

  • В видеоиграх;
  • В мобильной телефонии;
  • В Интернете;
  • В выставочных проектах и инсталляциях;
  • В инфляции технических революций в области кинопроизводства и кинопоказа (Dolby, 3D, 4D, DCP и т.п.);
  • В фантастических киносюжетах;
  • В разного рода комбинациях из предыдущего (eXistenZ Дэвида Кроненберга).

Эта принципиально многомерная комбинаторика и должна в первую очередь стать предметом рассмотрения и технологического, эстетического и культурологического анализа.


СЕКЦИЯ «ГИБРИДНЫЕ МЕДИА»

Главными характеристиками гибридного искусства являются пограничность, подвижность форм, использование исследовательских практик, в которых задействованы междисциплинарные творческие коллективы. Произведения этого направления чутко реагируют на технологические и научные новшества, раздвигают границы их понимания. Часто это искусство осуществляется в форме исследования или эксперимента, в результате которых появляются новые формы: генеративное искусство, трансгенное искусство, научно-базированные стратегии перформанса, robotic art, multi user enviroments, виртуальные среды и др.

ДМИТРИЙ БУЛАТОВ
Художник, теоретик искусства, куратор Государственного центра современного искусства (Калининградский филиал), Россия

TECHNO-BIOLOGICAL ART: Новое состояние живого

Нам всегда казалось, что эксперименты с новейшими технологиями, определяющими направление технического прогресса, являлись прерогативой науки. Однако сегодня это становится полем деятельности совершенно новых областей современного искусства. Средством сообщения в таких работах служит живая или жизнеподобная материя, а основным изучаемым методом — сочетание свойств живого организма и технически воспроизводимого изделия. Искусство, рождающееся в подобных условиях искусственно оформленной жизни, не может не делать эту искусственность своей неизбежной темой. Ведь жизнь недостаточно технически внести, ее необходимо художественно освоить. Более чем какие-либо другие инструменты современного искусства, новые биомедицинские и информационные технологии ставят под вопрос статус художественности произведения, поскольку позволяют напрямую оперировать целевым состоянием живого организма. Предметом доклада являются стратегии художественного освоения реальности в контексте творений биологической и абиологической природы.


СЕКЦИЯ «ТАКТИЧЕСКИЕ МЕДИА»

Проекты в области медиаактивизма, нацеленные на изменение общественной жизни, такие как медиаинтервенции в социальное пространство, локативные медиа, цифровые коммьюнити, креативные интерфейсы для социальных сетей и коммуникативных сообществ, искусство в формате компьютерной игры. Секция и одноименная номинация премии ориентированы на поддержку художественных инноваций в развитии медиасознательности и социального взаимодействия через преодоление географических, культурных и прочих границ, пересмотр отношений между индивидуумом, политическими и финансовыми структурами.

АНДРЕЙ ВЕЛИКАНОВ
Художник, философ, теоретик искусства, преподаватель, Россия

Художник в медиапространстве. Свобода и ответственность. Все ли позволено? Между продуктивной провокацией и мелким хулиганством

Термин «тактические медиа» первоначально появился для обозначения различных действий в медиапространстве, имеющих в основе анархистские и левацкие концепции. Это был либо прямой конфликт с установленным порядком, либо попытка заменить вертикальные связи управления-насилия горизонтальными, то есть композицией свободных творческих высказываний. Но сегодня этот термин можно понимать в самом широком смысле. Во-первых, существует множество вполне легитимных фестивалей тактических медиа, что придает анархистскому термину буржуазный привкус. Во-вторых, тактика в информационном пространстве стала делом не только обычным, но и обязательным, и не только в искусстве, но и в рекламе, политике и в других областях. Уличный активизм уже не остается на улице, а обязательно поднимает информационную волну, иногда более мощную, чем киберактивизм. Да и вообще, плох тот художник, который создавая работу, планируя выставку, не продумывает определенную тактику в медиапространстве.

Когда некоторое множество работ, представленных на конкурсее медиарта должны быть оценены компетентным жюри, неминуемо возникает проблема принципов оценки. Пока такая практика не выходила за рамки анархистских концепий, все было просто. Качество соответствовало уровню полученного конфликта или изощренности некоторого инвективного высказывания, распространенного по интернетам. Чем более высоко и заметно был поднят оттопыренный средний палец, тем большего уважения заслуживал тактический медиаактивист у своих собратьев.

Но теперь мы сталкиваемся с необходимостью найти более разумные критерии. Более того, оказывается есть примеры действий (и некоторые из них имели место еще до появления обсуждаемого термина), которые оказывали сильное влияние на культуру, а иногда и просто изменяли ход ее развития, несмотря на то, что это могла быть просто хулиганская выходка художника. По каким же все-таки принципам оценивать эти явления? А главное, может ли сам автор своим провокативным действием планировать не только конфликт и разрушение, но и нечто более продуктивное?

ТАТЬЯНА ВОЛКОВА
Директор галереи «ЖИР», Россия

Развитие тактических медиа в России

Исследователи сегодня говорят о переходе нашего общества от информационного к постинформационому. Эпоха медиальных коммуникаций дискредитировала себя, заменив информацию симуляцией, что привело к отчуждению человека от общественных процессов, социальной апатии. На смену идет концепт “новой искренности” — идеология сознательного участия, переживания, совместного действия.

Искусство, выходящее в общественное пространство с призывами социальных изменений, у нас в стране как явление сформировалось недавно. Художники образуют новые формы коллективного существования, объединяются с субкультурами и общественными движениями, объявляют себя активистами — активными участниками современной социально-политической жизни. Очевидно, что именно Интернет создал возможность существования международной сети медиаактивистов, обменивающихся опытом и делающих общее дело без координации сверху. 

THE YES MEN
Художники, США

В 90-е тысячи разочарованных молодых людей, переставшие верить во благо материалистической культуры, поняли, что они предоставлены сами себе, и они сами управляют целой плеядой средств цифровых медиа. Интернет стал местом огромного количества параллельных «реальностей», которые по умолчанию были политическими в своем отклонении от сужающейся строгости корпоративных медиа. Появилось новое изобретательное СМИ с невообразимым потенциалом политического влияния, которое не сдерживается реакционной презрительностью и классическим крипто-фашистским герметизмом, которые эффективно не давали миру искусства влиять на политику с середины 70-х. (2004, Дуг Харви).


СЕКЦИЯ «МЕДИАФЕСТИВАЛИ» 

Тема медиакультуры и междисциплинарности большинства современных проектов и явлений не была бы раскрыта без отдельного разговора о медиафестивалях — самых громких, массовых и ярких событиях для всех, кто связан с медиаискусством. На симпозиум Pro&Contra приглашены устроители Ars Electronica из австрийского Линца, LOOP из Барселоны, берлинского CTM. Все это фестивали, чье внимание направленно именно на смежные проекты на границе искусства, науки, технологий, медийной активности. Они работают с нетрадиционными формами экспонирования, по-новому обустраивают городское пространство, рассматривают в качестве художественных произведений общественные инициативы или исследовательские проекты. Они формируют новое понимание места медиаискусства и культуры в нашем мире.

Prix Ars Electronica

Начиная с 1987 года Prix Ars Electronica служит междисциплинарной платформой для всех, кто использует компьютер как универсальное медиа для осуществления собственных творческих проектов на границе искусства, технологий и общественной деятельности. Prix Ars Electronica — это одна из наиболее значимых в мире наград за креативность и первопроходческий дух в области цифровых медиа.

Цель этой премии в области искусства и технологии, ежегодно присуждаемой voestalpine и Ars Electronica состоит в том, чтобы отметить новые перспективные идеи и поддержать процесс их дальнейшего развития. Мы ищем художественные и социальные инновации, а также новые технологические и научные подходы! Основной акцент делается на стремлении концептуализировать некое явление совершенно новым способом, продвинуть на следующий уровень, тем самым его акцентируя. Сделать следующий большой шаг вперед. 

Мы хотим поддержать проекты, имеющие отношение к трем темам, ключевым для будущего человечества: энергия, мобильность и доступ. Альтернативные модели более эффективного использования энергии и ресурсов; концепции и идеи более мобильного глобального сообщества; меры и проекты по обеспечению более широкого доступа к возможностям, предлагаемым нашим современным Цифровым Обществом, и участия в нем. 

LOOP

С 2003 года фестиваль LOOP укрепляет свои позиции во всемирном арт-календаре в качестве одного из главных международных событий, полностью посвященных искусству движущихся образов. Фестиваль является общегородским проектом, направленным на установление связей между региональными и международными платформами, которые бы вели к созданию альянсов между институциями, художниками, кураторами, фестивалями, продюсерами, дистрибьюторами, галереями и университетами. Таким образом, именно проекты, подразумевающие сотрудничество, определяют особый характер каждого фестиваля. Мы отбираем или приглашаем иностранных участников и находим в Барселоне место для их выступлений. Это может быть выставочный зал или кинотеатр, любое учреждение культуры или место, подходящее для демонстрации определенного произведения. Например, некоторые наши проекты демонстрировались в Опере и Морском музее. LOOP состоит из трех разделов: Фестиваль, Ярмарка и «Экспертные группы». Разделы взаимно дополняют друг друга и создают различные форматы и каналы для дистрибуции, просмотра и вовлеченности зрителей и участников во взаимодействие с искусством движущихся образов.