КРАСНОЯРСК:    [ Расписание ]     [ Тезисы ]     [ Специальная программа ]     [ Пресс-релизы ]

[ ENGLISH ]    [ О Симпозиуме ]     [ Программа ]     [ Расписание ]     [ Тезисы ]     [ Специальная программа ]    [ Pro&Contra 2000 ]

СЕКЦИИ:    [ Глобальные медиа ]     [ Тактические медиа ]     [ Экранные интерактивные медиа ]     [ Гибридные медиа ]     [ Саунд-арт ]     [ Медиафестивали ]

[ Селекционная комиссия ]     [ Экспертный совет ]     [ Выставка победителей OpenCall ]     [ Пресса ]     [ Контакты ]

ОРГАНИЗАТОР

Международный симпозиум Про&Контра
Москва 8-11 октября 2011, Центр дизайна ARTPLAY, Малый зал.
Красноярск 14-16 ноября 2011, Дом Кино (пр-т Мира 88)

Генеральный партнер: Фонд Михаила Прохорова
Под патронатом Министерства культуры РФ
Организатор: Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб»
Партнеры: Посольство Королевства Нидерландов, Немецкий культурный центр им. Гете в Москве, Австрийский Культурный Форум в Москве

Тема 2011: Total Observer

Сегодня медиа конструируют реальность. Информационные технологии изменяют пространство социума, политики, экономики, но вместе с ними изменяемся мы. Технологии являются продолжением нашей нервной системы. Мы постепенно мутируем и становимся частью одного целого. Находясь под пристальным вниманием бесконечных камер слежений, опутанные сетями информации, мы, с одной стороны, теряем свободу. Но, получая каждый день технологические новшества, мы и расширяем свои права. Искусство больше не является аутсайдером, а скорее трендсеттером в области появления новых идей и внедрения их в различные, напрямую, с ней не связанные, области. Только искусство с его интуицией и силой воображения, не ограниченных ни дискурсом, ни статусом, ни нормой, оказывается в состоянии разглядеть общие контуры грядущего...

Партнёры







Генеральный партнёр



под патронатом





При поддержке

ИОО Фонд Содействия












Красноярск






















Площадка проведения



Тезисы

СЕКЦИЯ «ГЛОБАЛЬНЫЕ МЕДИА»

Сегодня медиа конструируют реальность. Информационные технологии изменяют пространство социума, политики, экономики, но вместе с ними изменяемся мы. Технологии являются продолжением нашей нервной системы. Мы постепенно мутируем и становимся частью одного целого. Находясь под пристальным вниманием бесконечных камер слежений, опутанные сетями информации, мы, с одной стороны, теряем свободу. Но, получая каждый день технологические новшества, мы и расширяем свои права. Искусство больше не является аутсайдером, а скорее трендсеттером в области появления новых идей и внедрения их в различные, напрямую, с ней не связанные, области. Только искусство с его интуицией и силой воображения, не ограниченное ни дискурсом, ни статусом, ни нормой, оказывается в состоянии разглядеть общие контуры грядущего.

Петер Вайбель
Куратор основного проекта 4 Московской биеннале современного искусства, директор Центра искусств и медиатехнологий в Карлсруэ, Германия

Будущее медиа. От визуальных к социальным медиа

В 20 веке была создана производственная технология, которая в сфере изобразительного искусства обусловила возникновение визуальных медиа (фотография, телевидение, кинематограф). В сфере массмедиа (радио, телевидение, кинематограф) также была разработана технология дистрибуции, централизованной и однонаправленной. В 21 веке развивается технология персонализированной дистрибуции. Интернет предоставил дистрибуционную технологию в пользование каждого человека. С распространением фотографии класс экспертов, называвшихся живописцами, утратил монополию на создание образов. с распространением новых медиа эксперты по творчеству, называвшиеся художниками, утратили монополию на творческую деятельность. «Каждый человек — художник», Йозеф Бойс, 1970. С распространением интернета массмедиа утрачивает монополию на распространение информации. Сегодня любой может быть художником и вещателем. сегодня у нас есть не только искусство для масс, но и искусство масс. Платформой для распространения их работ, их музеем, является интернет. Каким будет художник будущего? К каким изменениям в искусстве приведут эти новые условия?

Олоф ван Винден
Директор Нидерландского института медиаискусства, Нидерланды

Медиаискусство и цифровая культура: общие замечания

Нам всегда казалось, что эксперименты с новейшими технологиями, определяющими направление технического прогресса, являлись прерогативой науки. Однако сегодня это становится полем деятельности совершенно новых направленийсовременного искусства. Средством сообщения в таких работах служит живая или жизнеподобная материя, а основным методом исследования — сочетание свойств живого организма и технически воспроизводимого изделия. Искусство, рождающееся в условиях искусственно оформленной жизни, не может не делать эту искусственность своей неизбежной темой. Ведь жизнь недостаточно технически внести, ее необходимо художественно освоить. Более чем какие-либо другие инструменты современного искусства, новые биомедицинские и информационные технологии ставят под вопрос статус художественности произведения, поскольку позволяют напрямую оперировать целевым состоянием живого организма. Предметом доклада являются стратегии художественного освоения реальности в контексте творений биологической и абиологической природы. 

Иосиф Бакштейн
Комиссар Московской Биеннале современного искусства, Россия

Диалектика новых медиа

В отличие от театра, литературы, музыки и кино, изобразительное искусство изначально мультимедиально.

Количество медиа, синтезированных в одном художественном произведении современного искусства, неисчислимо. Каждый мобильный объект — это отдельное медиа, благодаря им создается множественность и полифоничность континуумов, это опять-таки в отличие от мономедиальных искусств (единственное медиа кинематографа — это пленка, в литературе — слово, в музыке — звук).

Изобразительное искусство не является производством. Художник — всегда кустарь-одиночка, поэтому здесь критерии качества и профессионализма более размыты, чем в иных видах творчества. Большую роль имеет репутация и авторитет. Одни цветовые пятна стоят миллион, а другие нет. Почему? Сказать порой невозможно...

ОЛЬГА ШИШКО
Директор Симпозиума «Pro&Contra медиакультуры» Директор Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб», Россия

Медиавторжения: практики, методы, пространства

Медиаарт с его историей, и изначальной некоммерческой направленностью, желанием выйти из обыденного пространства  конвенционального искусства  и как бы осуществить вторжение  в массмедиа и социальные практики, не всегда находится в одной плоскости с историей развития современного искусства.

Медиахудожники используют широчайших спектр инструментов — от простой видеокамеры и компьютера до сложнейших технологий и робототехники.

Ключевой характеристикой медиаискусства является его междисциплинарность. Медиаарт – это, в известном смысле,  - спрут. Щупальцами  он – везде, но сердцем  – в современном искусстве. Критерием качества медиаарта всегда была инновационность с точки зрения и художественной идеи, и технологий, примененных в этом контексте искусства.

Часто медиапроекты существуют на уровне технологических экспериментов или текстов, которые  предвосхищают дальнейшее развитие современного искусства. Cобственно вещественного продукта иногда и не остается. Существование продукта в медиаискусстве не всегда важно, важны сами истории перерождения, синтеза различных творческих аспектов внутри  медийного пространства,  угадывание того, к чему вообще ведет нас всех и искусство и культура в целом.

Медиаискусство  создает новый язык и говорит на  новых языках.  Зрителю предоставляется возможность читать на этом языке, а  медиахудожнику для создания медийноактивных проектов  необходимо не только  ориентироваться в ментальных пространствах, но и уметь работать на других уровнях и с новыми каналами коммуникации.

Традиционно искусство, в числе прочего,  является и историческим архивом. Чем больше нашу жизнь «пронизывают» медиа, тем  быстрее мы утрачиваем память. Медиаавтор, становясь то псевдоученым, то псевдополитиком, то псевдошоуменом, первым осознает то, как позволить тому или иному медиасредству воспользоваться силой другого средства или высвободить ее.

В медиаискусстве соединено концептуальное и аттрактивное начала. Цифровые медиа сами по себе требуют вовлеченности и одновременного использования всех наших перцептивных способностей. Парадокс: мы  отдыхаем именно тогда, когда мы сильнее всего вовлечены. Однако в медиаарте существует опасность:   как только мы начинаем воспринимать  медиапроизведение на аттарактивном уровне, оно становится интертейментом и часто утрачивает внутренний смысл. Важен же сам по себе «вирус», который медиаарт воспринял от современного искусства – вирус рефлексии, утопии, поэзии.

Алексей Шульгин
Художник, Россия
Елена Артеменко
Московская школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, Россия

Арток — искусство глобализированного мира

Арток, легкий арт (слово образовано по аналогии с «джазок» — легкий джаз) — искусство, сделанное в сжатые сроки, основными приемами в производстве которого является рекомбинация, совмещение несовместимого, помещение объектов в парадоксальный контекст. В производстве артка используются в основном редимейды или копии предметов, людей, животных с минимальным вмешательством художника, без упора на ремесленные навыки, а в случае если таковые требуются, используется наемный труд людей, обладающих ими. Важной отличительной особенностью произведений артка является то, что практически полное представление о них можно получить по их фото- или видеодокументации. К тому же, арток использует универсальный, понятный во всем мире символический язык, что позволяет ему молниеносно распространяться через интернет, подобно вирусу, шествуя из одного блога в другой. И главное, арток обязательно должен быть смешным или прикольным, в крайнем случае занимательным, никакой скукоты! Термин «Арток» впервые предложен Аристархом Чернышевым в 2007 году. Лекция сопровождается красочными иллюстрациями. Планируется презентация программного продукта, генерирующего Арток в режиме реального времени.

Ванесса Рамос-Веласкес
Медиахудожник и исследователь, Германия/Бразилия

Цифровая антропофагия

Мой доклад на тему цифровой антропофагии зиждется на парадоксальной концепции информационной эры — концепции “fair use” (допустимого добросовестного использования). Моя собственная арт-практика — создание фильмов с использованием архивных материалов и открытых медиа. Я перемещаю эти материалы в новый контекст. Во время творчества я часто думала об обрядах антопофагии, которые практиковали некоторые племена в Бразилии, встретившись с колонизаторами. Каннибал-дикарь с почестями съедает чужеземца, чтобы перенять его силу, опыт и качества, чтобы увидеть мир глазами съеденного. Но мне кажется, что в сегодняшней цифровой культуре мы бесцеремонно превращаем окружающий мир в глобализированную структуру, таким образом быстро приобретая всемирные референции и выплевывая их своим собственным, но до некоторой степени усредненным способом. Таким образом, мы стали одновременно и каннибалом, и поедаемым, благодаря широкому и непосредственному доступу к информации и невероятно сократившемуся времени, которое требуется для поглощения этой всемирно доступной культуры. Через пятьсот лет этот обмен стал перекрестно опыляющим, и он происходит с нечеловеческой скоростью. Я предлагаю вашему вниманию анализ информационного метаболизма, который управляет человеческим опытом. Я смею надеяться, что эта презентация будет способствовать широкому обсуждению допустимого добросовестного использования медиа, и в итоге приведет к упрощению глобальных моделей и практик “fair use”.


СЕКЦИЯ «ЭКРАННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕДИА»

Сокуратор — Карина Караева, начальник отдела кино и видеоарта в Государственном Центре Современного Искусства (Россия)

Медиаискусство, вовлекающее участников в активное взаимодействие с объектом искусства, использует различные аудиовизуальные средства, в том числе видео, технологии технического зрения, телекоммуникации, устройства сенсорной обратной связи, акустические характеристики, элементы перфоманса, site-specific, театральные эксперименты. Предпочтение отдается проектам, в которых принцип интерактивности является не дополнительным, а центральным смысловым элементом, при этом своеобразию и актуальности концепции соответствует качественное техническое исполнение.

Борис Дебакер
Арт-директор V2_lab, V2_Института нестабильных медиа, Нидерланды

Дополненные сны 

Многие формы искусства можно считать дополнением к реальности. Какие проблемы ставит перед нами «дополненная реальность» — технологии, которые расширяют физическую реальность с помощью наложения на нее интерактивного сгенерированного на компьютере контента — когда они используются как медиа в искусстве? Художник должен критически исследовать их применение. Ключевой вопрос в создании арт-проекта следующий: что должна сказать эта работа и что должна почувствовать публика?

Кинематограф может быть интересным примером в данном случае, он более века стимулирует наше воображение и бесчисленные последовавшие за ним медиа пытаются достичь сходных переживаний у своей аудитории. Чтобы возникнуть, кинематографическая иллюзия обращается к воображению. Фильм функционирует как спусковой механизм ментального процесса, который создает правдивую иллюзию в сознании.  

Сегодняшний ускоренный прогресс информационных технологий неизбежно определяет новые направления, с помощью которых в будущем будут переживаться движущиеся образы, изменяя отношения между создателем, его инструментарием и зрителем. Цифровые медиа не репрезентируют, а генерируют. Они скорее программное обеспечение, чем «железо», и, в отличие от всех ранее известных нам медиа, эфемерны: сами по себе — это трансформирующиеся и развивающиеся системы. Виртуальный инструмент становится (ре)активным деятелем в создании динамических процессов и требует других подходов, нежели те, что мы унаследовали от эры медиаимитаторов. 

Кирилл Разлогов
Директор Российского института культурологии, Россия

Будущее экранных и постэкранных форм творчества

Будущее экранных и постэкранных (виртуальная реальность) форм творчества, самовыражения и интерактивности разыгрывается параллельно на нескольких «площадках»:

  • В видеоиграх;
  • В мобильной телефонии;
  • В Интернете;
  • В выставочных проектах и инсталляциях;
  • В инфляции технических революций в области кинопроизводства и кинопоказа (Dolby, 3D, 4D, DCP и т.п.);
  • В фантастических киносюжетах;
  • В разного рода комбинациях из предыдущего (eXistenZ Дэвида Кроненберга).

Эта принципиально многомерная комбинаторика и должна в первую очередь стать предметом рассмотрения и технологического, эстетического и культурологического анализа.

Константин Бохоров
Кандидат культурологии, куратор, Россия

Интерактивные медиа — между аттрактивностью и социальной критикой

Понятие «интерактивность» пришло в искусство из коммуникативистики как качественная характеристика коммуникативного действия, которое может быть однонаправленным, а может быть интерактивным. В разнообразных практиках модернизма, интерактивность только описывала открытую семантику художественного действия, не претендуя на статус художественной формы. Только в последнее десятилетие новые технологии стали художественными медиа и получили самостоятельное значение. Формализация интерактивности, однако имеет один важный недостаток. Профессор Эркки Хухтамо пишет, что «вместо того, чтобы преследовать серьезные художественные и интеллектуальные цели, художники зачастую занимаются всякими технологическими фокусами». В отношении интерактивного искусства остро стоит проблема критериев художественного качества. 

Интерактивная игра, созданная программистом, может иметь высокохудожественный интерфейс и прекрасно разработанную фабулу, но, тем не менее, это не будет произведением искусства. Настоящее произведение должно быть «многоуровневым» и «открытым»; его значения нельзя исчерпать ни при каких обстоятельствах. Проблема, видимо, заключается в том, что, несмотря на популярность интерактивных произведений у публики и критиков, еще не произошел естественный синтез трех разнородных компонентов: технологий, интерактивности и собственно эстетического.

Карина Караева
Руководитель отдела кино и видеоарта Государственного Центра современного искуства, Россия

Уловка экранных медиа. Смерть идеи

В условиях абсолютной дискриминации медиа, в подразделении «экранных», то есть зрелищных медиа, уходит возможность реализации чистого образа, востребованность в котором иссякает. Синтетические, иногда искусственно созданные, медиа нуждаются в определенной регламентации, которая позволит выйти за границы академического определения. Критическая отстраненность, возникающая благодаря разноплановости
и расширенности экранных медиа, позволяет провести эстетический отбор, манифестирующий смерть заявленных медиа. Однако эта смерть определяет возрождение идейного фантома на новой платформе визуального искусства. Попытка поймать уловку медиа, пытающихся остаться в пространстве, или хотя бы на волне актуальности.


СЕКЦИЯ «ГИБРИДНЫЕ МЕДИА»

Сокуратор — Дарья Пархоменко, директор и куратор LABORATORIA Art&Science Space (Россия)

Главными характеристиками гибридного искусства являются пограничность, подвижность форм, использование исследовательских практик, в которых задействованы междисциплинарные творческие коллективы. Произведения этого направления чутко реагируют на технологические и научные новшества, раздвигают границы их понимания. Часто это искусство осуществляется в форме исследования или эксперимента, в результате которых появляются новые формы: генеративное искусство, трансгенное искусство, научно-базированные стратегии перформанса, robotic art, multi user enviroments, виртуальные среды и др.

Дарья Пархоменко
Директор и куратор LABORATORIA Art&Science Space, Россия

Кейс-стади: Анализ тенденций и призеров в номинации Hybrid Art на фестивале Ars Electronica 2011

Основная тенденция, прослеживаемая в выборе призеров фестиваля Ars Electronica 2011 в номинации Hybrid Art, — предпочтение отдается радикальным перформансам, где авторы используют собственное тело и тело животных в качестве материала для художественно-научных исследований. Жюри выделило работы, посвященные долгосрочным исследованиям, научно-технические перформансы, открывающие понимание новых материй, проекты, где макроскопическое и микроскопическое сливается. Также внимание уделено проектам, в которых художники активно привлекают зрителей к участию
в процессе создания произведения.

В докладе будут проанализированы четыре кейса, представляющие эти направления: May the Horse Live in me (Art Orienté objet), Mucilaginous Omniverse (Evelina Domnitch, Dmitry Gelfand), Inside the Tropospheric Laboratory (Agnes Meyer-Brandis), STiMULiNE (Julien Clauss, Lynn Pook).

ДМИТРИЙ БУЛАТОВ
Художник, теоретик искусства, куратор Государственного центра современного искусства (Калининградский филиал), Россия

TECHNO-BIOLOGICAL ART: Новое состояние живого

Нам всегда казалось, что эксперименты с новейшими технологиями, определяющими направление технического прогресса, являлись прерогативой науки. Однако сегодня это становится полем деятельности совершенно новых областей современного искусства. Средством сообщения в таких работах служит живая или жизнеподобная материя, а основным изучаемым методом — сочетание свойств живого организма и технически воспроизводимого изделия. Искусство, рождающееся в подобных условиях искусственно оформленной жизни, не может не делать эту искусственность своей неизбежной темой. Ведь жизнь недостаточно технически внести, ее необходимо художественно освоить. Более чем какие-либо другие инструменты современного искусства, новые биомедицинские и информационные технологии ставят под вопрос статус художественности произведения, поскольку позволяют напрямую оперировать целевым состоянием живого организма. Предметом доклада являются стратегии художественного освоения реальности в контексте творений биологической и абиологической природы.

Атилла Немеш
Программный советник центра The Kitchen medialab, Венгрия

Единственная настоящая инновационная лабратория 

В своей лекции я кратко расскажу о лаборатории The Kitchen (Будапешт), «единственной настоящей инновационной лаборатории» и Fictionlab. Я сосредоточусь на описании различных типов лабораторий, вопросов финансирования, деятельности, политики привлечения участников и возможных результатов. Будут освещены вопросы привлечения общественного интереса, развития сообщества и сети, а также бизнес-потенциала наших лабораторий.

Я приведу некоторые примеры гибридизации и опишу важность мультидисциплинарных исследовательских проектов в The Kitchen, а также дам краткое введение в два исследовательских проекта Fictionlab по созданию каталога медиалабораторий по всему миру: MAPPA и Labster.

Во второй части я буду говорить о значении культуры спекулятивного мышления, «будущем мышлении» и важности научной фантастики для «трансдисциплинарного сотрудничества» (например, еда в работе fo.am или проекты OS Kantine в fictionlab.hu), а также представлю новый проект,
в котором участвую с недавних пор — сотрудничество с культовым рестораном в Будапеште based-on-pig.

Дмитрий Галкин
Профессор, исследователь медиа, Томский государственный университет, Россия

Идеальный объект искусственной жизни и эстетика гибридных медиа

Теория и методология искусственной жизни (ИЖ) стали важным стимулом в развитии гибридных медиа еще в начале 1990-х. Идея получить модели биологической жизни какой она могла бы быть (К. Лэнгтон) была с энтузиазмом воспринята и разработана художниками (К. Симс, У. Лейтем, К. Зоммерер и др.). С нашей точки зрения, идеальный объект ИЖ можно представить на линии, начальной точкой которой являются компьютерные симуляции организмов и экосистем. На другом конце этой условной линии находятся — реальные синтетические организмы и экосистемы, включая абсолютно новые, не существующие
в природе. Между этими полюсами отведем место цифровым репликам, роботизированным моделям и гибридным (живые ткани + технические устройства) формам ИЖ. Компьютерные симуляции организмов и экосистем уже заняли свое место в современном искусстве благодаря творчеству К.Симса, К. Зоммерер и Л.Миньоло, П.Брауна и др. Художественные стратегии разнятся от графического порождения абстрактных картин, до создания экранных подобий объектов флоры и фауны. Активно идет работа с ИЖ в виде соединения живых тканей и технологических систем путем вживления. Технологический авангард в этой области представлен работами Стеларка и группы «Симбиотика». Сегодня мы можем обозначить горизонт актуальных тем и вопросов, вокруг которых могут разрабатывать эстетические концерты: неизбежность и инвариантность эволюции, влияние культурной (технологической) интервенции на реальные экосистемы и предсказуемость последствий ИЖ манипуляций, этические и социально-политические вопросы создания ИЖ.

«ОТ ИДЕИ — К ВОПЛОЩЕНИЮ». ПРЕЗЕНТАЦИИ И ДИСКУССИЯ
Модераторы: Дмитрий Булатов, Дарья Пархоменко.
Участники: Борис Дебакер (V2_, Институт нестабильных медиа, Нидерланды), Катя Гандрабура (Отдел спецпроектов РосНано, Россия), Атилла Немеш (медиалаборатория The Kitchen, Венгрия), Ирина Актуганова (Техно-Арт-Центр, Россия), Алексей Шульгин («Электробутик», Россия), Алина Игнатова («МедиаАртЛаб», Россия), Анна Беляева, Ольга Барковская (независимые кураторы, Россия), Михаил Бурцев (Лаборатория нейроинтеллекта и нейроморфных систем НБИК-Центра — РНЦ «Курчатовский институт», Россия), Мартин Гонзик (Next Idea, Ars Electronica, Австрия).
Online участники: Дитмар Оффенхубер (художник, Австрия), Орон Каттс (лаборатория «SimbioticA», Австралия), Ксения Федорова (старший научный сотрудник, Екатеринбургский филиал ГЦСИ, Университет Калифорнии (Дэвис, США), Россия).

МИХАИЛ БУРЦЕВ
Лаборатория нейроинтеллекта и нейроморфных систем НБИК-Центра — РНЦ «Курчатовский институт», Россия

ВНЕДРЕНИЕ науки в искусство
Влияние современной науки на жизнь общества нарастает, порождая новые знания и технологии, заставляющие каждого из нас изменять как свой уклад жизни, так и мировоззрение. Наука становится одной из детерминант культурной эволюции. Это делает неизбежным развитие направлений искусства, интегрирующих науку и искусство. «ВНЕДРЕНИЕ» — проект, призванный исследовать возможные пути симбиоза искусства и науки.

Анна Беляева, Ольга Барковская
Независимые кураторы

Гибридные медиа
Уже в двухтысячных годах мировая тенденция показывает, что hybrid art живет уже не в узком сегменте «современного искусства», но распространяется шире, становится целым направлением мировой массовой культуры. Это произошло благодаря мощнейшему рывку технологий и их популяризации среди людей. Мы наблюдаем скрещивания разных энергий на примере все более популярного среди прогрессивных брендов использования различных средств искусства новых медиа для собственного продвижения. Использование одних их тех же выразительных средств для рекламы и художественных высказываний — это положительный или отрицательный тренд? Аудитория искусства гибридных медиа состоит из прогрессивных и творческих молодых горожан. С другой стороны, как правило, гибридные медиа вызывают в неподготовленном зрителе больше эмоций и понимания, чем, допустим, фотовыставка или картина старого мастера. Этот неоспоримый факт обогащает или маргинализирует Культуру? Интересны ли гибридные медиа как выразительное средство — собственно художникам?

МАРТИН ГОНЗИК
Next Idea, Ars Electronica, Австрия

Гибридное искусство
Категория «гибридное искусство» посвящена именно современным гибридным и междисциплинарным проектам и подходам к медиаарту. Основной акцент делается на слиянии различных медиа и жанров в новых формах художественного выражения, а также на размывании границ между искусством и исследованием, искусством и социальным/политическим активизмом, искусством и попкультурой. Участники жюри обращают внимание, прежде всего, на то, насколько динамично представленная в одной из призовых категорий работа разбивает устоявшуюся классификацию жанров и форм.

Ирина Актуганова
Техно-Арт-Центр, Россия

Популяризация науки и science art В 2009 и в 2011 годах Фонд «Династия» при участии Петербургского «Агентства 21» и Петербургского ТехноАртЦентра разработал и провел два фестиваля популярной науки, ключевыми проектами которых были выставки. Первый проект «Наука как предчувствие», показанный в 2009, был выставкой science art (его куратором выступил Дмитрий Булатов). Тогда мы привезли в Москву безусловных мировых звезд science art для демонстрации современных тенденций симбиоза науки и искусства, привлечения внимания публики к научной проблематике, и, в це- лом, научно-просветительской деятельности фонда «Династия». В проект «Жизнь. Версия науки» (2011 года) так же были включены работы художников сайнс-арта, но здесь все они вписались в сквозную научно-популярную концепцию, обретя контекст с одной стороны и обогатив саму концепцию с другой. Всего в выставке приняли участие 17 художников. 9 из них были российскими.

КСЕНИЯ ФЕДОРОВА
Екатеринбургский филиал ГЦСИ, Университет Калифорнии (Дэвис, США), Россия

Локативные медиа. Актуальные практики и потенциал для российских просторов
Геолокационные, сенсорные, телекоммуникационные технологии позволяют расчертить пространство согласно не только абстрактным Большим историям, но индивидуальным — в том числе психосоматическим. Возможен ли и как художественный проект «психогеофизики» в России?

Алина ИГНАТОВА
Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб», Россия

На грани искусства и PR-проекта
Когда крупнейшие современные художники оформляли флагман Louis Vuitton на Елисейских полях, гости вернисажа понимающе кивали: «даже за своды Сикстинской капеллы платили состоятельные покровители». Когда еще в 80-е годы корпорацию Philip Morris обвиняли в использовании искусства для продвижения табачной продукции, ее представители уверяли, что сотни миллионов выделены на культуру абсолютно бескорыстно. Когда Hugo Boss учредил премию в области современного искусства, она сразу была уподоблена салонам французской Академии с их пристрастными оценками. Ну, а когда Chanel предложила художникам вдохновится образом ее знаменитой сумочки «2.55», и запустила готовые произведения в мировой тур в контейнере-музее, никто из зрителей не воскликнул: «Это ли искусство?!» Просто жители Нью-Йорка возмутились, как можно использовать Центральный парк, где расположился контейнер, для рекламы модного дома?! Chanel и Hugo Boss делают упор на зрелищность и технологичность арт-объектов, искусство становится неотъемлемой частью корпоративной культуры на основе «общих» ценностей — технологичность, иновационность и амбициозность. Вне зависимости от содержания и художественного качества отдельных работ, эти проекты транслируют зрителю корпоративную картину мира.


СЕКЦИЯ «ТАКТИЧЕСКИЕ МЕДИА»

Сокуратор — Татьяна Волкова, директор галереи «ЖИР» (Россия)

Проекты в области медиаактивизма, нацеленные на изменение общественной жизни, такие как медиаинтервенции в социальное пространство, локативные медиа, цифровые коммьюнити, креативные интерфейсы для социальных сетей и коммуникативных сообществ, искусство в формате компьютерной игры. Секция и одноименная номинация премии ориентированы на поддержку художественных инноваций в развитии медиасознательности и социального взаимодействия через преодоление географических, культурных и прочих границ, пересмотр отношений между индивидуумом, политическими и финансовыми структурами.

Андрей Великанов
Художник, философ, теоретик искусства, преподаватель, Россия

Художник в медиапространстве. Свобода и ответственность. Все ли позволено? Между продуктивной провокацией и мелким хулиганством

Термин «тактические медиа» первоначально появился для обозначения различных действий в медиапространстве, имеющих в основе анархистские и левацкие концепции. Это был либо прямой конфликт с установленным порядком, либо попытка заменить вертикальные связи управления-насилия горизонтальными, то есть композицией свободных творческих высказываний. Но сегодня этот термин можно понимать в самом широком смысле. Во-первых, существует множество вполне легитимных фестивалей тактических медиа, что придает анархистскому термину буржуазный привкус. Во-вторых, тактика в информационном пространстве стала делом не только обычным, но и обязательным, и не только в искусстве, но и в рекламе, политике и в других областях. Уличный активизм уже не остается на улице, а обязательно поднимает информационную волну, иногда более мощную, чем киберактивизм. Да и вообще, плох тот художник, который создавая работу, планируя выставку, не продумывает определенную тактику в медиапространстве.

Когда некоторое множество работ, представленных на конкурсее медиарта должны быть оценены компетентным жюри, неминуемо возникает проблема принципов оценки. Пока такая практика не выходила за рамки анархистских концепий, все было просто. Качество соответствовало уровню полученного конфликта или изощренности некоторого инвективного высказывания, распространенного по интернетам. Чем более высоко и заметно был поднят оттопыренный средний палец, тем большего уважения заслуживал тактический медиаактивист у своих собратьев.

Но теперь мы сталкиваемся с необходимостью найти более разумные критерии. Более того, оказывается есть примеры действий (и некоторые из них имели место еще до появления обсуждаемого термина), которые оказывали сильное влияние на культуру, а иногда и просто изменяли ход ее развития, несмотря на то, что это могла быть просто хулиганская выходка художника. По каким же все-таки принципам оценивать эти явления? А главное, может ли сам автор своим провокативным действием планировать не только конфликт и разрушение, но и нечто более продуктивное?

Татьяна Волкова
Директор галереи «ЖИР», Россия

Развитие тактических медиа в России

Исследователи сегодня говорят о переходе нашего общества от информационного к постинформационому. Эпоха медиальных коммуникаций дискредитировала себя, заменив информацию симуляцией, что привело к отчуждению человека от общественных процессов, социальной апатии. На смену идет концепт “новой искренности” — идеология сознательного участия, переживания, совместного действия.

Искусство, выходящее в общественное пространство с призывами социальных изменений, у нас в стране как явление сформировалось недавно. Художники образуют новые формы коллективного существования, объединяются с субкультурами и общественными движениями, объявляют себя активистами — активными участниками современной социально-политической жизни. Очевидно, что именно Интернет создал возможность существования международной сети медиаактивистов, обменивающихся опытом и делающих общее дело без координации сверху. 

ПРЕЗЕНТАЦИИ И ДИСКУССИЯ
Модераторы: Татьяна Волкова, Иван Засурский.
Участники: Дмитрий Модель (медиаактивист, Россия), Андрей Великанов (художник, философ, теоретик искусства, преподаватель, Россия), Александр Бидин (медиаактивист, Россия), Артем Лоскутов (медиаактивист, Россия), Роман Минаев (медиахудожник, Россия), Антон Николаев (художник, Россия), Виктория Ломаско (художник, Россия), Дмитрий Жвания (медиаактивист, Россия).
Online участники: The Yes Men (художники, США), Аврам Финкельштейн (активист, США).

ДМИТРИЙ МОДЕЛЬ
Медиаактивист, Россия

Почему медиаактивизм — это тоже современное искусство?
Тактические медиа развиваются на стыке современных технологий и чистого творчества, ищут новые формы подачи информации. Кроме того, не рассчитывая на массовое распространение своих мэсиджей, медиаактивисты сами организовывают каналы передачи. Выставки и фестивали современного искусства могут быть такими площадками распространения.

ДМИТРИЙ ЖВАНИЯ
Медиаактивист, Россия

Тактические медиа должны стать тактильными
Само название «тактические медиа» подразумевает, что они созданы для реализации какой-то стратегической цели. Обычно, давая определение тактическим медиа, подчеркивают их самиздатовский характер — низкобюджетность и низкотехнологичность, а также короткий срок существования — на период формирования сетей или проведения акций в киберпространстве. Однако, на мой взгляд, это не главные свойства тактических медиа. Если мы говорим о тактических медиа, мы должны видеть их роль, четко осознавать их цели и задачи, в общей медийной стратегии. На мой взгляд, общая цель всех тактических медиа — это превращение человека из «потребителя информации» в «пользователя информации». Потребление предполагает пассивное усвоение, а пользование — активное применение. Человек, заходя на «тактический медиаресурс», должен получать своего рода «инструкции по применению». В идеале тактические медиа должны вообще стереть грань между создателем информации и ее пользователем. В нашей деятельности тактические медиа позволяют формировать «определенный взгляд на вещи» посредством вовлечения людей в процесс создания информационного поля и формирования новых смыслов.

АНТОН НИКОЛАЕВ
Художник арт-группы «Бомбилы», Россия

Нам, бомбилам, всегда не нравилась необходимость создавать произведения, нам казалось, что произведения искусства — это мы сами. Единственное произведение, которое могло бы нас устроить, — документация бесконечного хеппенинга, которым бы являлась нашей жизнь. Понятное дело, это невозможно — любая документация жизни не может вместить ее всю, в процессе съемки неизбежно возникает редукция. Для того чтобы искажения «перекодировки» жизни в видео были минимальные, мы стремились делать съемку максимально нейтральной, сохраняя лишь функциональность следования за событиями и отражения значимых кульминаций. Поэтому наш творческий метод максимально приближен к тактическим медиа. Для меня тактические медиа — это способ транслировать события реальной жизни с минимальным искажением. Возможно, в будущем жизнь превратится в бесконечное реалити-шоу и это вытеснит на периферию все иные культурные формы.

ВИКТОРИЯ ЛОМАСКО
Художник, Россия

Я занимаюсь социальной графикой. Все мои работы изначально рассчитаны на публикации в СМИ или на тиражное издание в какой-либо печатной форме (книги, открытки и т. д.). Вопрос: «Является ли это современным искусством?», — не кажется мне интересным. Социальное искусство рассчитано на взаимодействие с массовым зрителем. Оно не мыслимо без развития таких жанров как карикатура, плакат, политическая иллюстрация, социальный графический репортаж (в советское время — это опыт выездной бригады «Крокодила» и рисованные альбомы на социальные темы). К сожалению, после развала Союза традиции политической и социальной графики были почти прерваны. Сейчас, опираясь на прежний опыт, необходимо заново создавать графические формы, способные отражать современные проблемы нашего общества.

THE YES MEN
Художники, США

В 90-е тысячи разочарованных молодых людей, переставшие верить во благо материалистической культуры, поняли, что они предоставлены сами себе, и они сами управляют целой плеядой средств цифровых медиа. Интернет стал местом огромного количества параллельных «реальностей», которые по умолчанию были политическими в своем отклонении от сужающейся строгости корпоративных медиа. Появилось новое изобретательное СМИ с невообразимым потенциалом политического влияния, которое не сдерживается реакционной презрительностью и классическим крипто-фашистским герметизмом, которые эффективно не давали миру искусства влиять на политику с середины 70-х. (2004, Дуг Харви).

АВРАМ ФИНКЕЛЬШТЕЙН
Активист, США

Если искусство и несет за что-то ответственность, то это ответственность — за коммуникацию. Каким образом искусство может быть конкурентноспособным в медиапространстве, переполненном контентом? Для того, чтобы сделать это, необходим общий язык. Если есть такой общий язык в Америке, то это язык рекламы. Когда художник делает голос рекламы своим, он также принимает его первичную стратегическую фиксацию, одновременно являющуюся общественной и личной, универсальность желания. Желание — основной движущий механизм рекламы, насквозь проницающий ее. Вот почему мы возлагаем надежды на будущее. Они соединены с тоской по прошлому. Они лежат в основе нашей потребности быть информированными, в основе нашей жажды технологических протезов. Там мы узнаем, чего мы стоим. Поэтому все социальные сообщения должны укладываться в контекст желания, даже политические. Применение новых медийных технологий представляет собой важнейший компонент актуальности сообщения, но если прибор в руке — это просто система доставки, как телевизор, радио или плакат до них, то что это на самом деле значит?


СЕКЦИЯ «МЕДИАФЕСТИВАЛИ» 

Тема медиакультуры и междисциплинарности большинства современных проектов и явлений не была бы раскрыта без отдельного разговора о медиафестивалях — самых громких, массовых и ярких событиях для всех, кто связан с медиаискусством. На симпозиум Pro&Contra приглашены устроители Ars Electronica из австрийского Линца, LOOP из Барселоны, берлинского CTM. Все это фестивали, чье внимание направленно именно на смежные проекты на границе искусства, науки, технологий, медийной активности. Они работают с нетрадиционными формами экспонирования, по-новому обустраивают городское пространство, рассматривают в качестве художественных произведений общественные инициативы или исследовательские проекты. Они формируют новое понимание места медиаискусства и культуры в нашем мире.

Мартин Гонзик
Глава департамента Festival/Prix, Австрия

Prix Ars Electronica

Начиная с 1987 года Prix Ars Electronica служит междисциплинарной платформой для всех, кто использует компьютер как универсальное медиа для осуществления собственных творческих проектов на границе искусства, технологий и общественной деятельности. Prix Ars Electronica — это одна из наиболее значимых в мире наград за креативность и первопроходческий дух в области цифровых медиа.

Цель этой премии в области искусства и технологии, ежегодно присуждаемой voestalpine и Ars Electronica состоит в том, чтобы отметить новые перспективные идеи и поддержать процесс их дальнейшего развития. Мы ищем художественные и социальные инновации, а также новые технологические и научные подходы! Основной акцент делается на стремлении концептуализировать некое явление совершенно новым способом, продвинуть на следующий уровень, тем самым его акцентируя. Сделать следующий большой шаг вперед. 

Мы хотим поддержать проекты, имеющие отношение к трем темам, ключевым для будущего человечества: энергия, мобильность и доступ. Альтернативные модели более эффективного использования энергии и ресурсов; концепции и идеи более мобильного глобального сообщества; меры и проекты по обеспечению более широкого доступа к возможностям, предлагаемым нашим современным Цифровым Обществом, и участия в нем. 

Ремко Схюрбирс
Директор фестиваля CTM — Фестиваля авантюрной музыки и смежных видов искусства, Германия/Нидерланды

Фестиваль CTM. Фестиваль авантюрной музыки и связанного с ней искусства

CTM — международный фестиваль, посвященный современной электронной, цифровой и экспериментальной музыке, а также широкому спектру художественных практик в контексте звуковой и клубной культуры. С 1999 года он проводится одновременно и в сотрудничестве с Transmediale — международным фестивалем искусства и цифровой культуры в Берлине. СТМ представляет экспериментальные проекты с новыми эстетическими параметрами, которые развивают возможности для информационного и экономического самоопределения, рефлексирует над ролью современной музыки на волне технологических и социальных трансформаций. Сегодня, более чем когда-либо, музыка становится лабораторией экспериментов со множеством форм и зоной активности, позволяющей тестировать новые культурные техники и предлагать их всему миру. В фокусе СТМ — личный опыт, риск и живое взаимодействие.

Эмилио Альварес
Директор фестиваля LOOP, Испания

LOOP

С 2003 года фестиваль LOOP укрепляет свои позиции во всемирном арт-календаре в качестве одного из главных международных событий, полностью посвященных искусству движущихся образов. Фестиваль является общегородским проектом, направленным на установление связей между региональными и международными платформами, которые бы вели к созданию альянсов между институциями, художниками, кураторами, фестивалями, продюсерами, дистрибьюторами, галереями и университетами. Таким образом, именно проекты, подразумевающие сотрудничество, определяют особый характер каждого фестиваля. Мы отбираем или приглашаем иностранных участников и находим в Барселоне место для их выступлений. Это может быть выставочный зал или кинотеатр, любое учреждение культуры или место, подходящее для демонстрации определенного произведения. Например, некоторые наши проекты демонстрировались в Опере и Морском музее. LOOP состоит из трех разделов: Фестиваль, Ярмарка и «Экспертные группы». Разделы взаимно дополняют друг друга и создают различные форматы и каналы для дистрибуции, просмотра и вовлеченности зрителей и участников во взаимодействие с искусством движущихся образов.


СЕКЦИЯ «САУНД-АРТ»

Сокуратор — Сергей Касич, куратор, саунд-художник (Россия)

Перформансы с использованием цифровых и электроакустических техник, демонстрирующие новые экспериментальные методы обработки и визуализации звуковых процессов, задействующие ситуативный потенциал живого исполнения; радио-, net-, интерактивная и самогенерируемая музыка; звуковые скульптуры и саунд-инсталляции, расширяющие представление о природе звука и его восприятии.

Курт Лидварт
Саунд-художник, Россия

История саунд-арта

Директор лейбла Mikroton Recordings, музыкант и журналист Курт Лидварт прочтет лекцию о саунд-арте — междисциплинарном множестве звуковых, музыкальных и художественных практик, в центре которого находится прежде всего работа со звуком, слушанием и восприятием. Спектр интересов звуковых художников довольно широк: от глубинного погружения непосредственно в звук до изучения взаимодействия звука с разными контекстами — архитектурным, урбанистическим, социальным, политическим, психологическим и даже космологическим. В этой лекции будет освещена история развития саунд-арта с середины прошлого столетия и динамика тематического развития вплоть до настоящего времени. Лекция будет сопровождаться обилием иллюстративного материала (аудио, видео, фото).

Парл Кристиан Бьорн Вестер — GOODIEPAL
Художник, музыкант, хакер, Дания

Гудипал, настоящее имя Парл Кристиан Бьорн Вестер, — датский/фарерский музыкант/композитор, чье творчество вызывает ожесточенные споры. Датская полиция объявила его в розыск по обвинению в краже из Королевской Академии музыки в Аархусе. Артистичный и самобытный Гудипал оказал влияние на развитие современной музыки своими радикальными экскурсами в компьютерные технологии и медиаарт. Он выступает и читает лекции о своем творчестве и идеях по всему миру. Согласно датской газете Information, он объехал уже 150 университетов. Вплоть до недавнего времени он работал преподавателем Датского Института электронно-акустической музыки в Королевской Академии музыки в Аархусе, Дания. Гудипал объявил интеллектуальную войну тупости современной компьютерной музыки и медиаарта, то есть самой Королевской Академии музыки, откуда он ушел в 2008 году.